Меню

КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

date image2015-10-22
views image1270

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Иммануил Кант (1724–1804) – немецкий мыслитель, основатель трансцендентальной философии.

Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум.

1. Чувственное познание.

Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления.

Предметом эмпирического наглядного представления является явление, в нем две стороны: его содержание, или материя, которая дается в опыте; его форма, которая приводит эти ощущения в определенный порядок.

Форма априорна, это означает, что она предшествует опыту и не зависит от него. Форма находится в нашей душе.

Существует две чистых формы чувственного наглядного представления:

Кант отрицает, что время и пространство являются объективными формами материального мира. По его мнению, в мире вещей-в-себе ни времени, ни пространства нет.

Согласно Канту, время и пространство – лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Это наложение – необходимое условие для познания, потому что вне времени и пространства мы ничего познать не можем. Но из-за этого между вещами-в-себе и явлениями лежит непреодолимая пропасть (трансцензус): мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах-в-себе.

Эта позиция Канта называется дуалистической: вещи-в-себе существуют вне нас, но при этом они непознаваемы.

Субъективный характер времени и пространства объясняется тем, что всем людям во всех поколениях присущи якобы одни и те же представления о них.

Но наука XX в. опровергла кантовские аргументы:

– объективные формы времени и пространства изменяются и зависят от движения и материи;

– субъективные представления о времени и пространстве различны у людей разного возраста, образования и т. п.

Но хотя идея Канта об априоризме и ошибочна, в ней есть рациональное зерно. Индивидуальные формы сознания человека унаследованы, почерпнуты из социального опыта, выработаны исторически всеми, но никем в отдельности. По отношению к индивидуальному опыту априорными могут быть не только формы чувственного познания, но и формы работы рассудка – категории.

2. Рассудок является второй ступенью познания.

Если предмет нам дается посредством чувственности, то мыслится он посредством рассудка. А познание может совершиться лишь благодаря их синтезу. Орудием рассудочного познания являются категории. Разные явления накладываются на сеть категорий, придающих нашим знаниям уже не эмпирически-случайный, а необходимый, всеобщий научный характер.

Согласно Канту, рассудок не открывает законы природы, а диктует их природе. Познавательная способность и единство категорий, согласно Канту, имеют своим источником не объективное материальное единство мира, а трансцендентальное единство самосознания.

3. Разум – высшая ступень познавательного процесса.

Разум, по словам Канта, не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно – через рассудок.

Основные идеи разума, которые Кант называет принципами, выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА

в «Критике чистого разума» Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие «идей разума» (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) — идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, «идеи разума» представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета. Однако «драма» человеческого разума, его «судьба» состоит в том, что эти универсальные целокупности он неизбежно будет стараться толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения, «иллюзорные ошибки и видимости», свидетельством чего и являются возникающие при этом, с одной стороны, паралогизмы (или, по Канту, «односторонние видимости», когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой стороны. Имеется в виду «двусторонняя видимость», т.е. не одно иллюзорное, а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка, Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся: 1) величины мира; 2) его деления; 3) возникновения и 4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1. «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве». 2. «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и, вообще, в мире нет ничего простого». 3. «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы». 4. «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины». Важно отметить, что антиномиями Кант считает отнюдь не любые, уже противоречащие друг другу суждения. К их числу могут быть отнесены только те, истинность которых не может быть проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, «воспаряющие над опытом знания», касающиеся мироздания в целом, а также, обязательно доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем последовательно доказывает тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при этом так называемой логикой от противного. Лишь после этого Кант разрешает антиномии. При этом сама процедура «разрешения космологической диалектики» понимается им как ее радикальное устранение из «метафизики», прошедшей через горнило «критического исследования». В отношении первых двух антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и антитезисов («Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое»). Устранение второй антиномии осуществлялось аналогичным образом. Что же касается третьей и четвертой антиномий («динамических»), то, по мысли Канта, и тезисы и антитезисы здесь могут быть одновременно истинными, хотя и в разных отношениях, т.к. они представляют собой «синтез разнородного» — феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его непосредственными последователями и явившись, таким образом, мощным импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей немецкой трансцендентально-критической философии.

Источник

Тест по темам Проблема познаваемости мира, Истина и её критерии (форма ЕГЭ), 10 кл.

10. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анкетирование одноклассников2) наблюдение за поведением одноклассников
3) описание внешнего вида одноклассников4) выявление закономерностей поведения
5) выдвижение гипотезы6) формулирование выводов
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наука о знании и познании выделяет различные формы __________(А), благодаря которым субъект получает первичную информацию об объекте. Отражение отдельных свойств, отдельных признаков называют __________(Б). Целостное отражение предметов в многообразии их свойств называют __________(В). Наиболее сложная форма этого этапа познания – __________(Г), поскольку здесь уже нет конкретного предмета, который отражается. В процессе __________(Д) используются такие формы, как понятие, __________(Е), умозаключение».
Список терминов:
1) ощущение 2) рациональное познание 3) представление
4) суждение 5) память 6) чувственное познание
7) воображение 8) восприятие 9) эмпирическое познание
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под термином «____»(А) в философии понимается процесс отражения объективной действительности в сознании человека. Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — _____(Б) (эмпирический уровень) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме __(В), восприятия и представлений. Она является исходным пунктом освоения мира.
Другая ступень познавательного процесса – _____(Г) (теоретический уровень) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся ___(Д), синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, суждения, _____(Е)».
Список терминов:
1) анализ 2) прогнозирование 3) познание
4) умозаключение 5) ощущение 6) чувственное познание
7) рациональное познание 8) истина 9) деятельность
13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительного) вида истины.
Проблема познаваемости мира. Истина и её критерии, 10 кл.
Вариант – 2
1.Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) умозаключение2) ощущение3) представление
4) суждение5) планирование6) описание
2.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) ощущение3) моделирование 2) восприятие4) представление 5) понятие 6) суждение7) практика
3. Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Чувственное познание присуще всем живым существам.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
4. Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основной критерий истины – соответствие интересам познающего субъекта.
2) К критериям истины можно отнести соответствие законам логики.
3) Практическое применение может проверить истинность знания.
4) Разум и интуиция учёного являются критериями истины.
5) С точки зрения представителей философского направления эмпириков главным критерием истины является разум.
5. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.
2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.
3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.
4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.
5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.
6. Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для рационального познания характерно в первую очередь воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2) Наблюдение — одна из форм рационального познания.
3) Одним из результатов рационального познания являются научно сформулированные научные законы и теории.
4) К формам рационального познания относятся суждение и умозаключение.
5) На этапе рационального познания человек оперирует общими группами признаков однотипных объектов».
7. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.
2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.
3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.
4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.
5) Истина всегда объективна.
8. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей.
2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.
3) Истина — это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.
4) Истина всегда конкретна.
5) Единственный критерий истины — соответствие существующим научным теориям.
9. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ
А) ощущение
Б) понятие
В) восприятие
Г) представление
Д) суждение 1) чувственное познание
2) рациональное познание
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д

Читайте также:  У кого впервые появилась кровеносная система

10. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ________(Б) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступень познавательного процесса — _______(Д) — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения».
Список терминов:
1) образ 2) рациональное познание 3) эмоциональное
4) представление 5) познание 6) суждение
7) теоретическое 8) чувственное познание 9) смысл
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).
Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).
После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».
Список терминов:
1) мотив 2) деятельность 3) понятие
4) память 5) воздействие 6) ощущение
7) представление 8) суждение 9) восприятие
13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.
Проблема познаваемости мира. Истина и её критерии, 10 кл.
КЛЮЧИ
Вариант – 1 Вариант – 2
35|53
13|31
15|51
345
12
123
135
125
21211
123
618324
365714
13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: Познание – процесс постижения действительности, накопления и оформления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром;
2) одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, опирающейся на знание курса, например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания, например: И восприятие, и представление как формы чувственного познания предполагают создание целостного образа объекта.
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.
Пояснение.
«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.
1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности.
2. Относительная истина характеризуется субъективностью».
56
27
25
23
234
345
345
234
12112
246
584126
659247
13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: познание — это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности;
2) одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, опирающейся на знание курса, например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания, например: Различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущение передают отдельный свойства предмета, а восприятие — целостный образ предмета.
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: истина — это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека);
2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др.
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе.

Читайте также:  Мологическим проявлением карбункула почки является тест

Источник



26 Проблема познаваемости мира

Георгий Велигорский Проблема познаваемости мира.
Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала
эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления : гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.
Сама проблема : “ Познаваем ли мир,
а если познаваем, то на сколько? ” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.
Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 – 420 гг. до н.э.)
сомневался в существовании богов. Он писал : “ О богах
я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и людская жизнь коротка ”. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно
которому “ как оно кажется, так оно и есть
” . Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “ человек есть мера всех
вещей ” . Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух
компонентов : 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании
, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама
сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
5.
Вследствие этого единственно достойное
человека отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений, проецируемых на “ ускользающую ”
сущность. Выгодой, проистекающей от воздержания от всяких суждений о подлинной сущности, как раз и будет невозмутимость, или безмятежность, человеческого духа.
На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие.
В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма – юмизм (Д. Юм 1711 – 1776) и кантианство (И. Кант 1724 – 1804).
Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными; согласно принятому тогда пониманию, в причинно-следственных связях качество следствия должно быть равно качеству причины. Он указывал на то, что в следствии есть немало такого, чего нет в причине. Юм сделал вывод : объективной причины нет, а есть
лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать,
полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. Он утверждал : “ Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств ” .
И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека
и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность
человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение “ субъективного
” и “ объективного ” в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются,
а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т.е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания – “ пространства ”
и “ времени ” . Обретая пространственные и временные характеристики, представления
затем оформляются посредством категорий рассудка и предстают
перед субъектом в качестве явлений, соотносимых с воздействовавшими
на органы чувств “ вещами в себе ” . Сами явления как проявления сущности есть результат взаимодействия объектов и субъектов, но они представляются существующими объективно.
В процессе познания мы имеем дело фактически не с “ вещами в себе ” , а с явлениями ; “ вещи
в себе ” , т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. О том, пишет Кант, каковы вещи могут быть сами по себе, “ мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства ” . Одной из форм кантианского агностицизма являлся “ физиологический
6.
идеализм ” физиолога И. Мюллера (1821 – 1858), обосновывавшего свой агностицизм, в отличие от И. Канта, данными физиологической науки ; родственна с мюллеровской концепцией “
теория иероглифов ” , немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821 – 1894).
В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854 – 1912). Согласно конвенциализму наши теории
и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, но эти теории не
способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности. В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе “ технический
агностицизм ” Г. Башляра (1884 – 1962), замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности. Есть квантово-механический, кибернетический, психиатрический, социальный агнностицизм.
Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений (как проявлений сущности материальных объектов).
Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.-П. Сартра и др. Среди них имеются представители идеализма и материализма, сенсуализма и рационализма и других философских направлений. Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности.
Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира,
четвертые указываютрудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира,
четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п. Данная позиция находится в полном соответствии со здравым смыслом, с точки зрения которого ближайшие сущности причины обыденных явлений познаваемы.

Читайте также:  Документы предъявляемые при заключении трудового договора

Источник

Проблема познаваемости мира в философии И.Канта

В основе философских исследований Канта лежит проблема познания.

В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия — ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.
Вторая антиномия — ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. . В мире нет ничего простого.
Третья антиномия — СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.
Четвертая антиномия — НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог — безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа — причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, — доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

• апостериорное знание; • априорное знание; • «вещь в себе».

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.

«Вещь в себе» — одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

• внешние границы — внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых «вещей в себе» — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

• формы чувственности; • формы рассудка; • формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум — высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) — предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

• количество; • качество; • отношение; • модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

• количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• отношения — субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов — противоположные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом — цельность; качества — реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

Наряду с «чистым разумом» — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — «Критика практического разума».

Источник