Меню

Как писать гражданство в анкете российские и международные правила

Как писать гражданство в анкете: российские и международные правила

В большинстве бланков, которые приходится заполнять для оформления официальных документов, есть графа «гражданство». Существуют определенные правила того, как ее заполнять, а ошибка может повлечь за собой отказ в рассмотрении документов. Чтобы избежать неприятных неожиданностей и лишней бумажной волокиты, заблаговременно поинтересуйтесь, как писать гражданство в анкете.

Содержание

  1. В чем разница между гражданством и национальностью
  2. В каких анкетах указывается
  3. Русскоязычные анкеты
  4. Анкеты на иностранных языках
  5. Для жителей постсоветских стран
  6. Пишем правильно

В чем разница между гражданством и национальностью

При заполнении анкет многие путают гражданскую и национальную принадлежность. Но с юридической точки зрения это два совершенно разных понятия. Чтобы не делать ошибок, нужно точно определиться с тем, что такое гражданство.

Вопрос о гражданстве подразумевает отношение человека к конкретной стране. Национальность – это принадлежность к той или иной этнической группе. В многонациональных странах живут люди, которые имеют разные национальности. Например, граждане Российской Федерации могут быть русскими, татарами, чувашами, якутами или бурятами.

Согласно Конституции РФ, все россияне обладают одинаковыми правами и обязанностями вне зависимости от этноса, к которому они относятся. Кроме того, указывать национальность в документах не обязательно. Это можно делать только по собственному желанию.

Но если вы, например, подаете заявление на репатриацию в Израиль, Германию или другие государства, то основанием для этого служит именно тот факт, что вы ведете свое происхождение от представителей определенного народа. В этом случае информация об этнической принадлежности является обязательной.

Итак, если в анкете есть графы «гражданство» и «национальность», то в первой вы должны указать страну, паспортом которой обладаете, а во второй вписать этническую характеристику (по желанию).

Заполнять их следует так:

  • Гражданство: Российская Федерация
  • Национальность: русский (татарин, чуваш, башкир, еврей, молдаванин и т. д.).

Если вы проживаете в России, но имеете паспорт другой страны (например, Германии), то возможен такой вариант:

  • Гражданство: Германия
  • Национальность: русский (немец, татарин, чуваш, башкир, еврей, молдаванин и т. д.).

В каких анкетах указывается

Графа о принадлежности к тому или иному государству есть во многих анкетах. Вы встретите ее в бланках, которые заполняются при оформлении загранпаспорта, визы, ВНЖ, ПМЖ, РВП и других юридических статусов. Необходимо также указывать гражданство в анкете на работу.

Информация должна подаваться корректно, иначе вам могут отказать в выдаче запрашиваемого документа и придется начинать процесс оформления заново. Во избежание ошибок, которые могут надолго затянуть решение дела, важно правильно понимать, что значит гражданство в анкете: в эту строку нужно вписывать название страны, паспортом которой вы владеете.

Русскоязычные анкеты

Рассмотрим подробнее вопрос о том, как правильно заполнить поле “гражданство”.

В анкетах на русском языке нельзя писать, что ваше гражданство – российское или русское. В этом пункте не должны использоваться слова: «русское», «русский», «российское», «россиянин», а также название страны «Россия», словосочетание «гражданин России». Все эти формулировки будут неверными.

Существует правило, согласно которому в анкетах на оформление официальных документов нужно указывать полное название страны в именительном падеже: «Российская Федерация».

При поступлении на государственную службу некоторые организации (например, Федеральная служба судебных приставов) требуют, чтобы в соответствующем пункте было написано «гражданин Российской Федерации». Обязательно в мужском роде. Уточните эти требования перед тем, как заполнять бланк о приеме на работу.

Многие интересуются, как отвечать на вопрос про гражданство в анкете правильно, если человек имеет паспорта нескольких стран.

В некоторых анкетах требуют сообщить обо всех видах гражданства, которое имеет заявитель (двойное или второе), а также о предыдущем, если оно было изменено. Если вы имеете паспорта двух стран, то важно правильно обозначить их статус.

Двойное гражданство – ситуация, когда между двумя государствами подписан международный договор об обоюдном признании гражданской принадлежности друг друга.

У Российской Федерации такой договор есть только с Таджикистаном. С 1993 года подобное соглашение действовало и с Туркменистаном, но с мая 2015 года оно было расторгнуто. Поэтому двойной гражданский статус признается только для лиц, которые получили паспорта в период 1993-2015 годов. Во всех остальных случаях речь идет о втором гражданстве.

Второе гражданство возникает, когда человек имеет два паспорта, но между государствами, которые ему их выдали, нет международного соглашения о признании двойной гражданской принадлежности; в каждой из стран он будет считаться только ее гражданином.

При наличии второго паспорта необходимо указать не только страну, которая вам его выдала, но и информацию об этом документе. Например:

  • Гражданство: Германия
  • Паспорт: тип Р код D №C1VR5NW0T, выдан 20.04.2010 в Кёльне
  • Статус: второе

Если вы в прошлом были гражданином другой страны, то в анкете нужно указать, когда и по какой причине вы прекратили им быть. Например: «В 2008 году изменил гражданство Казахстана на гражданство Российской Федерации в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию».

Для женщин, которые вышли замуж за россиянина, формулировка может звучать, например, так: «В 2005 году изменила гражданство Молдовы на гражданство Российской Федерации в связи с заключением брака с гражданином Российской Федерации и переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию».

Следует помнить, что при заполнении строки «гражданство» не разрешается использовать аббревиатуры. Нельзя сокращать название «Российская Федерация» до «РФ». Это допускается только во внутренних документах коммерческих компаний. Но во всех остальных случаях следует писание название государства полностью.

Единственное исключение из этого правила – «СССР». Хотя в наши дни страны под таким названием не существует, о ней иногда приходится упоминать, если в анкете есть графа «место рождения». Лица, появившиеся на свет до 1991 года на территории бывшего Советского Союза, должны указывать в качестве страны рождения именно это государство. Например: «г. Тверь, СССР».

Если документы заполняются в электронном виде, то пункта «СССР» в списке выбора нужного государства может не быть. В этом случае нужно писать то государство, паспорт которого вы имеете в настоящее время.

Анкеты на иностранных языках

При заполнении бланков на иностранном языке нужно учесть, что в некоторых европейских языках (например, французском) понятия «гражданство» и «национальность» не различаются. Если вы встречаете в европейском документе слова nationalité, Nationalität и тому подобные, то речь идет именно о принадлежности к государству, а не к этнической группе.

В английском языке есть отдельные термины Citizenship (обозначает принадлежность к стране) и Nationality (национальность).

Гражданство России по-английски нужно обозначать в строке «Citizenship» так: Russian Federation. Не разрешается писать «RF», недопустимы также варианты Russia или Russian.

Если в бланке есть графа «Nationality», то в ней указываем этническую принадлежность: Russian (Ukrainian, Moldavian, German и тому подобное). Если вы не знаете, как название вашей национальности пишется на английском языке, воспользуйтесь Google-переводчиком или обратитесь за консультацией к сотруднику учреждения.

Помните, что в международных документах также запрещено использование аббревиатур. Единственное исключение – СССР (USSR).

Если анкета составлена на незнакомом вам языке, ориентируйтесь на англоязычные подписи под названиями граф. Если их нет, попросите у служащего учреждения английскую или русскую версию бланка. Все данные о себе в таких анкетах нужно заполнять латиницей, используя правила транслитерации.

Для жителей постсоветских стран

Если заявитель является гражданином постсоветских стран, то общие правила такие же: в графе «гражданство» пишется название страны без сокращений и аббревиатур, в графе «национальность» указывается этническая принадлежность.

Вот ответы на несколько самых распространенных вопросов.

Как писать гражданство Казахстана: внесите в соответствующую графу полное название государства – «Республика Казахстан». Нельзя писать просто «Казахстан» или «РК» – это будет считаться ошибкой.

Читайте также:  Тест с ответами Эпидемиология

Если вы сомневаетесь в том, как правильно пишется гражданство: “украинское” или “украинец”, то имейте в виду, что неправильны оба варианта. В соответствующем пункте пишется название государства – Украина. «Украинец» – это название национальности.

Это же правило нужно использовать, если вам требуется написать гражданство Белоруссии в анкете: указывайте полное название страны – Республика Беларусь.

Пишем правильно

Итак, мы выяснили, что заполнение в анкетах пункта «гражданство» подчиняется определенным правилам. В нем нужно писать полное название страны в именительном падеже, без сокращений и аббревиатур – независимо от того, заполняете ли вы документ на русском или английском языке. Верным вариантом для россиян будет «Российская Федерация», на английском языке – Russian Federation. Важно не путать название страны с национальностью (этнической принадлежностью).

Источник

Правовой статус иностранных граждан

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

  • временно пребывающие в РФ (иностранные лица, прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);
    • постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

1) по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):

  • определяется сроком действия выданной визы;
  • · не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;
  • · определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

2) для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который составляет три года (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ);

3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3) свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных случаях может быть установлено ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

10) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны, в частности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);
  • при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ — сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ);
    • соблюдать правила миграционного учета (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);
    • выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
    • в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике

Источник



Гражданство и статус гражданина Российской Федерации

Гражданин Российской Федерации
административно-правовой статус

Быть гражданином — значит иметь права и нести обязанности — права и обязанности, определенные и ограниченные правом — по отношению к государству

Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности. Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления.
Всю совокупность субъективных публичных прав условно делят на три категории: 1) права на определенные государственные услуги — притязания; 2) частно-личностные права — право свободы, которым соответствует обязанность невмешательства власти в сферу самоопределения, отведенную индивиду законом, и др.; 3) совокупность политических прав, т.е. прав на участие в государственной власти и др., составляющие привилегию гражданства.

Читайте также:  Увеличение объема живота

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, следует назвать следующие:

  1. 1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);
  2. 2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);
  3. 3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);
  4. 4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);
  5. 5. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);
  6. 6. Политические права: право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);
  7. 7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);
  8. 8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);
  9. 9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);
  10. 10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).
  11. 11. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству

Политические права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права.

Согласно Закону 2002 г. (п. 4 ст. 4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности, имеющие существенное значение для организации процесса государственного управления. Закон устанавливает следующие обязанности:

  1. защищать Отечество,
  2. платить законно установленные налоги и сборы,
  3. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

Особенность субъективных прав и юридических обязанностей в правоотношении гражданства состоит в том, что они носят весьма общий, универсальный характер. Данные права и обязанности можно рассматривать в качестве юридических фактов, на основе которых возникают менее общие субъективные права и обязанности в составе других правоотношений.

Институт гражданства
основные начала законодательства о гражданстве

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой — как институт защиты интересов государства.

Признание гражданства является своего рода юридической «инвентаризацией» государством своего населения, разделением его на «своих» и «чужих», которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения ряда других вопросов не только гражданства, но и касающихся суверенитета государства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано его гражданином.

Лица, признаваемые в установленном законом порядке гражданами, состоят по отношению к государству в более тесных отношениях, чем остальные жители государственной территории и имеют такие права и обязанности, каких не имеют последние.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения (п. 1 ст. 6). С момента принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации установлено только одно гражданство — гражданство Российской Федерации, а решение всех вопросов, связанных с гражданством отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71).

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения, а также носит открытый и свободный характер. Это выражается в том, что согласно действующему закону каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен. Насильственное, принудительное удержание человека в гражданстве ущемляло бы его свободу. В Законе о гражданстве 2002 г. устанавливается, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3 ст. 4). Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, что закреплено в ст. 27 Конституции РФ.

К числу основных принципов гражданства, закрепленных в российском законодательстве, можно отнести: равенство гражданства;
свободу и добровольность выбора гражданства;
недопустимость лишения гражданства;
недопустимость выдачи гражданина другому государству;
защиту и покровительство государства в отношении своих граждан за границей;
сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами данного государства;
сохранение гражданства при заключении или расторжении брака.

Наличие гражданства есть фактор юридического равенства всех граждан (по правовому статусу) независимо от территории их проживания в России или за ее пределами. Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляется защита и покровительство Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защитить их права и охраняемые законом интересы.

  • Механизм обжалования как законное право на ошибку
  • Революция в интерпретации понятия права
  • Закон: понятие и виды
  • Усмотрение и упорядочивание публичных отношений
  • Особые правила административного закона
  • От теории до практики закона
  • Закон — это правило, правило — не всегда закон
  • Сущность административного процесса
Читайте также:  024 Демографическое старение населения – это

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Источник

Особенности правового статуса личности в РФ

Аннотация. В статье освещена суть правового статуса личности как определенной категории, обладающей собственными признаками. Рассматриваются позитивные и негативные аспекты правового статуса личности в современной России: права, обязанности, ответственность граждан.

Являясь не только правовой, но и социальной категорией, правовой статус лица отражает то положение, которое занимает личность в обществе. Основой правового статуса личности являются права и обязанности – именно их совокупность и образуют данный статус. Но структура правового статуса не ограничивается лишь правам и обязанностями личности, в ней также присутствуют ее законные интересы, которые охраняются государством; личность является правосубъектной – т.е. способна быть участником многих видов правоотношений. Любое лицо несет установленную законом ответственность: данный элемент также образует структуру правового статуса. И, наконец, важным структурным элементом, неотъемлемой частью правового статуса современной личности является ее гражданство, которое определяется законодательством как устойчивая политико-правовая связь лица с государством.

Следует отметить, что правовой статус не является единой и неделимо категорией: в юридической литературе и в законодательстве выделяют несколько видов правового статуса личности. Основными можно назвать следующие виды:
1) общий статус, которым обладают все физические лица, закрепленный Конституцией;
3) специальный статус, которым обладают только определенные категории граждан;
4) индивидуальный личностный статус.[2]

Рассмотрим вышеперечисленные виды более подробно.

Так, особенностью общего правового статуса является то, что он определяет правовое положение конкретной личности, рассматривая ее в качестве гражданина того или иного государства, члена общества. Данный статус закреплен конституционно; на него не влияют текущие обстоятельства, например, семейное, социальное или должностное положение, обязанности лица и пр. Являясь единым для всех лиц, данный статус – обобщенный, статичный. Он включает в себя, в основном, конституционные права и обязанности личности.

Однако, на наш взгляд, у такого вида статуса имеются недостатки: не учитывается существующее разнообразие субъектов, их прав и обязанностей, особенностей каждого из них. Ведь общий правовой статус не включает в себя все те субъективные права и обязанности субъектов, возникающие и прекращающиеся в определенный момент времени. Данные права и обязанности могут возникать в процессе трудовой и иной деятельности субъектов. Но именно это и отличает общий правовой статус от других видов, делая его единым, базовым, исходным для всех остальных.[4] Общий правовой статус дает возможность оценить степень демократизации общества, его характер и социальную природу.

В отличие от общего, задачей специального (родового) статуса является отражение социального положения конкретных категорий граждан, т.е. их принадлежности к определенному социальному слою: учащиеся, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и т.д. Специальный статус дает каждой категории граждан, в зависимости от ее социальной принадлежности, помимо общих, специальные права и обязанности, индивидуальные для каждой из вышеперечисленных категорий лиц. Так, например, учащиеся, пенсионеры и инвалиды имеют право на получение различных льгот, военнослужащие – право выхода на пенсию ранее других категорий граждан.

Характерной особенностью индивидуального статуса является то, что он конкретизирует определенную, отдельно взятую личность: ее возраст, пол, семейное и социальное положение, должность и прочие данные. Данный вид статуса является совокупностью личных прав и обязанностей определенного гражданина. Но стоит подчеркнуть, что данный статус, в отличие от общего, является нестабильным, динамичным – т.е. он способен меняться. [3]

Отметим, что все статусы, которые нами были рассмотрены выше, находятся в тесной взаимосвязи между собой. Это обусловлено тем, что на практике личность, как правило, одновременно приобретает все три статуса: является гражданином государства, занимает определенную нишу в обществе, принадлежа к той или иной социальной группе, и, конечно же, будучи индивидуумом, обладает индивидуальными правами и обязанностями. Обобщая вышеизложенное, отметим, что общим правовым статусом обладают все лица, поскольку он гарантирован Конституцией, специальный статус объединяет определенную социальную группу людей, а индивидуальных статусов существует бесчисленное множество – ведь для каждого человека и гражданина он свой собственный и неповторимый.

Каковы же особенности правового статуса личности в России? Здесь стоит выделить как позитивные, таки негативные моменты, которые существуют на сегодняшний день. Так, статус личности в современном российском государстве крайне нестабилен, слабо защищен на правовом и социальном уровнях. Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность. Зачастую мы наблюдаем то, что на практике отсутствуют надежные гарантии, а органы власти, призванные защищать и охранять законные интересы граждан, их жизнь, честь и достоинство, права и свободы, не могут обеспечить их эффективную защиту.

Это обусловлено в большей степени тем, что наше государство сегодня переживает кризис в различных сферах общества – социальной, духовной, экономической и политической. Все это привело к существенным изменениям в материальной основе правового статуса: заметно выросло число форм собственности, наблюдается существенное имущественное расслоение граждан (пропасть между богатым и бедным населением страны растет год от года), заметный рост безработицы, что повлекло за собой неизбежное падение уровня жизни страны в целом.

Говоря о практическом значении рассматриваемой нами проблемы, отметим, что она напрямую касается интересов населения страны, отражаясь на его жизни. Далее перейдем к рассмотрению основных особенностей правового статуса личности в России: выделим как позитивные, так и негативные аспекты.

Так, положительными моментами, полагаем, стоит считать следующее:
— ориентирование нормативной базы строго на правовой статус личности в государстве (об этом свидетельствуют положения Конституции РФ, в которых сказано, что права, свободы и законные интересы личности охраняются государством);
— формирование новых принципов, на которых выстраиваются отношения личности и общества, происходит взаимодействие граждан и государства, где приоритет имеют интересы личности;
— развивается самостоятельность и автономности личности, благодаря переходу от методов запрета к дозволению;
— приоритет получают права человека и гражданина, его свободы, чести и достоинства личности, государство берет на себя обязанность по их защите.

Однако, не стоит забывать и про ряд негативных аспектов, среди которых:
— нестабильность общества: сильнейшее социальное расслоение, неустойчивость, постоянное «подстраивание» под ситуацию;
— несовершенство механизмов правовой и социальной защиты граждан со стороны государства;
— деформированность правового статуса из-за возникающих межнациональных конфликтов (дискриминация прав некоренного населения);
— резкое расслоение населения по материальному уровню жизни;
— мощное влияние нравственно-психологических факторов, например, неуверенности в будущем со стороны граждан.
Таким образом, изучив основные особенности категории «правовой статус личности», мы пришли к выводу, что правовой статус личности на современном этапе становления и развития государственности в России является сложной, собирательной категорией, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими. Безусловно, негативным моментом является нестабильность, изменчивость правового статуса личности, что приводит в итоге к чувству неуверенности у граждан в завтрашнем дне, ведь со стороны государства нет четких и надежных гарантий реальной защиты прав и свобод.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Верин А.Ю. К вопросу о структуре правового статуса личности // Вестник экономики, права и социологии. — 2012. — № 2. — С. 113-115.
3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. — М.: Норма, 2008. — 411 с.
4. Долинская В.В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2012. — № 2. — С. 6-17.

Источник