Меню

Институтом отрасли конституционного права является тест

Институтом отрасли конституционного права является тест

1. Правительство РФ имеет право издавать:

+ постановления и распоряжения;

– постановления и указы;

– распоряжения и протоколы.

2 — Тест. Правом толкования Конституции РФ обладает:

+ Конституционный Суд РФ;

– Президент РФ и Правительство РФ;

– Федеральное Собрание РФ.

3. Что входит в предмет конституционного права РФ?

+ Общественные отношения, связанные с конституционным строем и устройством государства, правовым статусом личности, организацией и деятельностью органов государства и местного самоуправления;

– Общественные отношения, возникающие по поводу приобретения гражданства РФ, трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ и несения ими уголовной ответственности в случае совершения преступлений;

– Общественный отношения в области экономики с участием госкорпораций, их взаимодействия с иностранными компаниями и заключения международных соглашений в различных сферах сотрудничества.

4. Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 97 Конституции РФ, согласно которой депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участия в выборах, является:

+ нормой конкретного (непосредственного) действия;

5. По характеру содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы можно разделить на:

+ управомочивающие, обязывающие и запрещающие;

– императивные и диспозитивные;

– постоянные и временные.

6. Какое утверждение неверно?

+ Конституция обладает такой же юридической силой, как и любой закон в РФ.

– Для принятия конституционных поправок используется особый порядок.

– Конституция РФ закрепляет основы всех иных отраслей права.

7. Устои и важнейшие принципы, целью которых является обеспечение конституционного характера государства – это:

+ основы конституционного строя;

– верховенство Конституции РФ над другими законами;

– содержание конституционно-правовых отношений.

8. Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью?

+ Человек, его права и свободы;

– Целостность и неприкосновенность территории РФ;

– Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.

9. Что понимается под государственным суверенитетом?

+ Выраженные в праве независимость, автономность и признание верховенства государственной власти, а также возможность реализовывать внешнюю и внутреннюю политику государства по своему усмотрению;

– Закрепленные в Конституции РФ: отсутствие официальной религии государства, отделение от него религиозных организаций и их равноправие перед законом;

– Деление государственной власти РФ на законодательную, исполнительную и судебную, что обеспечивает демократический режим правления.

10. Конституционная правоспособность – это:

+ признаваемая, неотчуждаемая и гарантируемая способность каждого человека иметь с рождения права, свободы и выполнять обязанности в соответствие с общепризнанными началами и правовыми нормами международного и национального законодательства;

– закрепленное Конституцией РФ право гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

– предусмотренный Главой 9 Конституции РФ особый порядок принятия поправок и пересмотра ее положений.

11. Устойчивой правовой связью лица с государством, которая выражена в их совокупных правах и обязанностях, называют:

12. Право на защиту своей чести и доброго имени относится:

+ к личным правам и свободам;

– к политическим правам;

– к социальным правам.

13. По территориально-политическому устройству все государства делятся на:

+ унитарные, федеративные и конфедерации;

– монархии, республики и теократии;

– тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тест — 14. Если Указ Президента РФ противоречит Конституции РФ, будут действовать нормы:

– Указа Президента РФ;

– На усмотрение правоприменительного органа.

15. Сколько судей входят в состав Конституционного Суда РФ?

16. Решение вопроса о доверии Правительству РФ относится к ведению:

17. Если избранным становится кандидат, который получил простое большинство голосов, т. е. больше, чем его конкуренты по отдельности, то это:

+ мажоритарная система относительного большинства;

– мажоритарная система квалифицированного большинства;

– мажоритарная система абсолютного большинства.

18. Территориальная единица, созданная для организации проведения голосования и подсчета голосов – это:

19. Как называется вступительная часть Конституции РФ?

20. Кому или чему, согласно Конституции РФ, подчиняются судьи?

+ Конституции РФ и федеральному закону;

– Президенту РФ и его указам;

21. Какое из утверждений неверно?

+ Референдум не является формой реализации местного самоуправления;

– Население само определяет структуру органов местной власти;

– Местные органы власти вправе самостоятельно формировать местный бюджет.

22. Кем утверждается военная доктрина РФ?

– Федеральным Собранием РФ.

23. За какие категории преступлений в качестве исключительной меры наказания может устанавливаться смертная казнь?

+ За особо тяжкие преступления против жизни;

– За тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья;

–За особо тяжкие преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

24. Что гарантируется каждому Конституцией РФ?

+ Оплачиваемый ежегодный отпуск;

– Ежеквартальная премия по результатам работы;

– Бесплатное высшее образование при окончании средней школы.

25. Какое из указанных утверждений верно, исходя из прямого толкования норм Конституции РФ?

+ Вид и характер республиканской формы правления в России Конституцией РФ не определены;

– Россия – президентская республика;

– России – парламентская республика.

26. Какие субъекты РФ имеют свою конституцию и законодательство?

– Республики и автономные округа;

– Республики, автономные округа и автономные области.

27. Создание каких условий является целью политики социального государства?

+ Которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;

– Которые направлены на эффективное расходование бюджетных средств на социальную сферу;

– Которые создают предпосылки для экономического роста государства.

28. Какое условие называет Конституция РФ для возможности применить закон?

+ Официальное опубликование закона для всеобщего сведения;

– Принятие его квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы;

– Факт подписания закона Президентом РФ.

29. Кем образуется счетная Палата РФ?

+ Советом Федерации и Государственной Думой;

30. Что из перечисленного относится к ведению Совета Федерации?

+ Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

– Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;

31 — тест. Источники конституционного права

+ действующие в настоящий момент нормативные правовые акты (конституционно-правовой обычай, акты органов судебного конституционного (уставного) контроля, нормативно-правовой акт, нормативный договор)

— исключительно Конституция РФ и решения Конституционного суда.

— Референдумы, выборы, непосредственное волеизъявление народа

Тест. 32. Предметом конституционного права является:

+ фундаментальные правовые отношения, которые определяют основы конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства, связь личности, общества и государства, а также относящиеся к сфере организации государственной и местной властей;

— Основной Закон государства – Конституция Российской Федерации, ее действие и практика применения;

— общественные, политические и экономические отношения между Российской Федерацией и другими государствами.

33. Конституционное право РФ как отрасль – это:

+ система норм права, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права;

— право уполномоченных законом субъектов вносить поправки в Конституцию РФ;

— комплекс упорядоченных норм, которые регламентируют общественные отношения в сфере реализации государственной федеральной власти и ее взаимоотношений с региональной и муниципальной.

34. Всенародное голосование называется:

35. Каково второе название конституционного права?

36 — тест. Основным конституционным правом человека является право:

— на свободу слова.

37. К источникам конституционного права относится:

+ нормативный правовой акт;

— практика системы арбитражных судов;

38. Объявление амнистии относится к компетенции:

+ Государственной Думы РФ;

39. Конституционный Суд имеет право:

+ толковать Основной Закон государства;

— осуществлять помилование и объявлять амнистию;

— вносить поправки в Конституцию РФ.

40. Субъектом конституционного права РФ не является:

+ административно-территориальная единица другого государства;

— лицо без гражданство, проживающее на территории РФ.

Тест. 41. Отношения, регулируемые конституционным правом:

+ составляют его предмет;

— являются его источниками;

— служат его функциями.

42. Действия граждан или их объединений, состоящие в подготовке и распространению сведений, имеющих целью побудить избирателей проголосовать тем или иным образом, – это:

43. Организованное публичное выражение мнения группы граждан, которые во время движения несут плакаты или транспаранты, называется:

44. Высшим коллегиальным органом исполнительной власти в РФ является:

45. Какой государственный орган призван осуществлять надзор за исполнением принятых на территории РФ законов?

— Министерство внутренних дел РФ;

Читайте также:  Если тест вечером показал две полоски

— Верховный Суд РФ.

46. Какой документ выдается иностранному гражданину с целью подтверждения его права на проживание на территории России и беспрепятственный въезд/выезд из нее?

+ Вид на жительство;

— Разрешение на работу;

— Паспорт гражданина РФ.

47. Как называется специальный правовой режим, который вводится на территории страны при наличии внешней угрозы или агрессии?

48. Лицо, которое кроме гражданства России имеет подданство/гражданство другого государства, называется:

49. Какой из указанных документов обладает высшей юридической силой?

— Постановление Правительства РФ.

50. Какой этап законодательного процесса является первым?

— Рассмотрение в первом чтении;

51. Связь государства и гражданина, обусловливающая наличие между ними обоюдных прав и обязанностей, называется:

52. Какое количество субъектов входит в состав России в настоящее время?

53. Каким статусом субъекта РФ обладает Саха (Якутия)?

— Город федерального значения.

54. Государственный аппарат является частью:

— Администрации Президента РФ;

— правового статуса субъекта конституционного права.

55. Кем может заполняться избирательный бюллетень?

+ Только самим избирателем;

— Членом избирательной комиссии;

— Кандидатом на выборную должность.

56. Фальсификация итогов референдума – это нарушение закона, за которое предусмотрена:

57. Минимальный возраст гражданина для того, чтобы он прошел регистрацию в качестве кандидата на пост Президента РФ, составляет:

Источник

Тест. Конституционное право

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Предметом конституционного права как науки является:

Варианты ответов
  • совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере основ конституционного строя , правового положения граждан, государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления;
  • взгляды, учения ученых-юристов по вопросам организации государства и общества;
  • отрасль конституционного права.
Вопрос 2

Методы правового регулирования конституционного права:

Варианты ответов
  • Обязывание, дозволение, запрещение;
  • Социологический метод, исторический метод;
  • Сравнительный метод, метод анализа.
Вопрос 3

Образует ли предмет конституционного права отношения между человеком, государством и обществом?

Варианты ответов
  • Да;
  • Нет;
  • Отношения только между государством и обществом.
Вопрос 4

Какой нормативно-правовой акт занимает особое место в системе НПА?:

Варианты ответов
  • Конституционные законы;
  • Конституция;
  • Все нормативные правовые акты равны.
Вопрос 5

Конституционно-правовые нормы – это:

Варианты ответов
  • Основополагающие принципы конституционного права;
  • Общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету отрасли конституционного права;
  • Методы Конституционного права.
Вопрос 6

Являются ли международные договора источником конституционного права?

Варианты ответов
  • Всегда;
  • Являются, в случае их ратификации;
  • Формально действуют
Вопрос 7

Методы науки конституционного права:

Варианты ответов
  • Исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический;
  • Юридический, сравнительно-юридический;
  • Юридический, сравнительно-юридический;
Вопрос 8

Конституционно-правовое отношение – это:

Варианты ответов
  • общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой;
  • общественное отношение, которое является дополнительной категорией для юридического оформления взаимоотношений субъектов;
  • общественное отношение, охватывающее только сферу регулирования государственного устройства.
Вопрос 9

общественное отношение, охватывающее только сферу регулирования государственного устройства.

Варианты ответов
  • граждане, государство, общество;
  • иностранные граждане, международные организации и сообщества;
  • нормы конституции, регулирующие деятельность субъектов.
Вопрос 10

Конституционно-правовой институт – это:

Варианты ответов
  • совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные, взаимосвязанные общественные отношения;
  • совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией этих норм;
  • совокупность научных государственно-правовых взглядов и принципов.
Вопрос 11

По порядку внесения изменений и дополнений конституции классифицируются на:

Варианты ответов
  • гибкие и жесткие;
  • октроированные и договорные;
  • писаные и неписаные;
Вопрос 12

Действующая Конституция КР принята:

Варианты ответов
  • после распада СССР;
  • путем референдума;
  • Верховным Советом КР.
Вопрос 13

Конституция — это:

Варианты ответов
  • результат соотношения сил в классовой борьбе;
  • основной юридический документ государства;
  • социальный компромисс;
Вопрос 14

Конституция КР провозглашает единственным источником власти:

Варианты ответов
  • государство;
  • народ;
  • органы государственной власти.
Вопрос 15

Высшая юридическая сила конституции означает:

Источник



Конституционно-правовые институты в РФ

Аннотация. Статья посвящена основным конституционно-правовым институтам, существующим на сегодняшний день в правовой системе РФ. Автор приводит классификацию данных институтов, выделяя также подинституты, основываясь на Конституции РФ, а также исследует мнения ученых по этому вопросу.

Особенностью всех существующих правовых отраслей является то, что они имеют систему собственных институтов. Не исключение в данном вопросе и конституционное право. Данная отрасль отличается многообразием институтов, которое достигается за счет того, что сама отрасль – главная, проникающая во все сферы жизни общества.

По мнению известного ученого С.А. Авакьяна, институт – явление, носящее общественно-политический или конституционно-правовой характер[1]. Ссылаясь на суть такого определения, можно утверждать, что автором предложено расширенное понимание института, Как видим, автор предлагает широкое понимание института, в котором собраны как правовые, так и другие социальные нормы.

Как считает большинство экспертов в области государствоведения, в основе системы институтов лежит Конституция РФ. Данная позиция небезосновательна, поскольку в Конституции действительно присутствует множество разделов и глав, в которых регулируются определенные правоотношения. Если исходить из Основного закона, то в качестве рассматриваемых институтов можно выделить те, которые касаются непосредственно государства (его устройства, органов власти), прав и свобод личности, местного самоуправления.

Все вышеперечисленные институты – едины, так как обладают комплексностью, могут интегрировать один в другой, имеют общие нормы права.

Обратим внимание на вышеназванные институты, которые в силу разнообразия отношений, могут подразделяться дополнительно на подинституты. Такой позиции придерживаются С.А. Солдатов и А.А. Безуглов, предлагая название для основных институтов – генеральные. Но более удобным, на наш взгляд, будет использование градации: институт-подинститут[2].

Наибольшим разнообразием отношений обладают институты: основ конституционного строя (ОКС), правового статуса личности, государственная власть. Рассмотрим их в разрезе деления на подинституты.

Так, среди ОКС выделяют основы строя общественного и государственного. Данный институт часто представляют как четырехзвенную структуру в виде основ общественной жизни – социальной, политической, экономической и культурной.

Если мы говорим об основах правового статуса личности, то здесь выделяют несколько подинститутов: гражданства, прав и свобод человека, а также обязанностей личности. Кроме того, возможно выделить среди указанных подинститутов, две группы: обязанности и права для граждан (имеется ввиду – РФ) и для всех лиц, в том числе, не имеющих гражданства.

И, наконец, последний из вышеназванных институтов, касающийся власти. Здесь в качестве подинститутов можно выделить отдельные органы (главу, представительные и исполнительные органы, суды, прокуратуру).

А вот если речь идет о федеративном устройстве, то в данном институте будут присутствовать элементы, касающиеся: федеративных отношений, статуса РФ и ее субъектов, а также основы их взаимоотношений.

Основываясь на приведенном анализе институтов, мы пришли к выводу, что если использовать только структуру Конституции, то все конституционно-правовые институты не будут охвачены. Кроме вышеперечисленных, следует еще назвать не менее важный институт – прямая демократия. В данном случае в качестве подинститутов выделяют формы такой демократии – выборы, референдум, народное голосование и т.д. Не менее важным также является инсти¬тут системы общественной власти (без него сложно представить функционирование общественных объединений).

Как среди законодательства существует определенная иерархия, так и среди институтов – высшей юридической силой обладает институт ОКС. Это обусловлено тем, что нормы, которые он содержит – базовые; на них строится вся система отечественного права, а его содержание определяет Конституция. Все иные институты строятся на основе норм вышеуказанного института, а его нормы оказывают серьезное влияние на все сферы жизни общества.

Важно, чтобы все иные положения Конституции находились в полном соответствии с ОКС, так как для основополагающих норм Конституции существует особый порядок их изменения.

Важнейшим институтом выступает комплекс норм, регулирующий правовой статус человека и гражданина. Зачастую реализация указанных норм происходит за рамками конкретных отношений, одной из сторон которых выступает личность. Как и вышеназванные нормы, данные положения также имеют особый порядок изменения, регламентируемый ст. 64 и ст. 135 Основного закона[3], а также они подлежат особой охране. Но в каких же правоотношениях реализуются такие нормы? В процессе их реализации применяются разные правовые нормы из множества отраслей.

Читайте также:  Дайте характеристику концентрированным растворам лекарственных веществ

Значение норм вышеназванного института в следующем:

— оказывают влияния на общественные отношения в силу того, что государство признает и защищает права человека (они естественны и неотчуждаемы);
— находят свою реализацию в большинстве за рамками конкретных отношений;
— являются элементом отношений, возникающих между государством и личностью;
— для таких норм характерен особый режим охраны, закрепляемый в Основном законе;
— данный институт задействует многие иные правовые отрасли.

Государственное устройство РФ регулируется нормами института федеративного устройства, круг субъектов которого весьма специфичен – они обладают особой правоспособностью. Приведем пример: согласно Конституции, устанавливаются нормативные акты, на основании которых разграничивают предметы ведения и полномочия властных органов[4]. Существуют особенности и в приоритете НПА: так, Основной закон в статье 76 может устанавливать особые случаи, когда НПА субъектов имеют приоритет над федеральным законодательством. Указанный институт также подлежит особой охране и разрешения возникающих споров в ходе правоприменения (например, путем обращения в Конституционный Суд или согласования).

Отличительными особенностями наделены также институты прямой демократии, и те, которые связаны со всеми видами власти. Их нормы – регулирующие, действуют прямо, реализуясь в отдельно взятых правоотношениях.

Так, если рассматривать институт органов власти (государственной и местной), то его особенности в следующем:

— регулирующее действие прямой направленности и реализация только в конкретном правоотношении;
— особые субъекты;
— значительная часть норм основана на положениях Конституции;
— нестандартное, специфическое отличие от иных институтов, которое проявляется в соотношении федеральных норм и норм субъектов федерации, сюда же входят и нормы, действующие на местном уровне.

Предпосылки для эффективного формирования системы госорганов создаются при помощи института федеративного устройства. Это обусловлено тем, что данный институт включает в себя нормы, которые разграничивают властные полномочия федерации и субъектов; на их основе устанавливаются государственно-территориальные образования РФ[5].

Подводя итоги, отметим, что усовершенствовать как институты конституционного права, так и всю систему крайне затруднительно, если уделять внимание только лишь правовой основе. Полагаем, что рассмотренные нами институты развиваются динамично, и чтобы отвечать потребностям современности, важно подключать к их регулированию не только сугубо правовые, но и ряд других важнейших социальных норм. Если обратить внимание на решения КС РФ, то в них можно часто встретить более «человечные» категории, например, «гуманизм», «мораль», «солидарность», справедливость. По мнению Н.С. Бондаря, реальный конституционализм включает в себя не только публично-правовое, но и нравственное начало, если же он – фиктивный, то и нормы права будут лишь декларативными, т.е. закреплены на бумаге[6]. И. Кант полагает, что указанное выше явление – политико-правового характера (изначально), но в то же время представляет собой и нравственный императив, обязательный как для публичной власти, так и для каждого гражданина[7].

Таким образом, главная сущность системообразующих институтов конституционного права состоит не только в правовых, но и нравственных началах. Учитывая определяющее влияние конституционного права на содержание всех отраслей, такими началами должна быть проникнута вся российская система права в ее сложных переплетениях с этикой, моралью, нравственностью, гуманизмом.

Список литературы

1. Авакьян С. А. О возможных и конституционно легитимных путях изменения баланса властей в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 3. — С. 3—5.
2. Безуглов А.А., Солдатов С.А. и др. Конституционное право России. Том 1. М.: Профобразование, 2001. — 800 c.
3. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
4. Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. — 2-е изд. — М. : Норма, 2008. — 592 с.
5. Кононов К. А. Конституционно-правовой институт: теоретико-методологические основания исследования категории // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 7. — С. 3—7.
6. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М. : Норма, Инфра-М, 2011. С. 4—5.
7. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Проспект, 2006. — 608 с.

Источник

§5. Система конституционного права

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Но отрасль права – не простая совокупность норм.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внут-реннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и опре-деляют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (инсти-туты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно-правовых норм.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являю-щийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющи-ми правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отра-жающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

по специфике пра-вового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, це-леполагания, допущения и т.д.;

по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных право-отношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через право-отношения общего характера;

по степени конкретной направленности конституционно-правовою регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других – конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других – ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам.

по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других – конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других – преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

по видовому характеру норм соответствующего конституционно- правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других – нормы конкретного регулирующего действия;

по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

Читайте также:  Как приготовить соленое тесто для лепки фигур 4 рецепта

по целена-правленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характери-стики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут дей-ствием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституци-онно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной дествительности, правовое воздействие на которую оказывает данный кон-ституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституци-онным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объеди-няющим их началом;

по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту.

по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинедо совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

1) воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;

2) как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции Российской Федерации;

4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия но-вой Конституции;

6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7) являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них це-лей «включение» всех отраслей права ;

9) призваны обеспечить системное закрепление кон-цептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

1) воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;

2) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

3) входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4) включают в качестве субъекта права человека, гражданина как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5) предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6) предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. ее федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью.

1) это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкрет-ных правоотношениях;

2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народо-властия;

3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции Рос-сии в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических осо-бенностей, указанных выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в ее системе. Причем исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно-правовых институтов.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему ор-ганов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права важ-ное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным ис-точником отрасли. Это часть более общей проблемы–о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции – категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группи-ровка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции – лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга .субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы Конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, прин-ципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.

Источник