Меню

Госдолг вырос но остался одним из самых низких в мире



Тест по предмету «Бюджетная система Российской Федерации» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Бюджетная система — это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организационные принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 2. Бюджетная система РФ состоит из:

  • двух уровней;
  • одного уровня;
  • трех уровней;
  • четырех уровней.

Вопрос 3. Бюджетная система ФРГ является:

  • конфедеративной;
  • унитарной;
  • федеративной.

Вопрос 4. Бюджетное устройство — это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организация и принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов и внебюджетных фондов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 5. Бюджетный процесс в развитых странах имеет:

  • две стадии – рассмотрение и утверждение бюджета;
  • одну стадию — утверждение;
  • три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета;
  • четыре стадии – составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Вопрос 6. В какой внебюджетный фонд предприятия должны выплачивать два страховых взноса рассчитанных по различным ставкам?

  • социального страхования;
  • такого фонда здесь не указано;
  • территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Вопрос 7. В какой форме может формироваться и использоваться страховой фонд?

  • пенсионный фонд;
  • резервный фонд страховщика;
  • фонд материального стимулирования;
  • фонд накопления предприятия.

Вопрос 8. В каком документе определены предельные размеры внутреннего долга РФ на текущий год?

  • в законе о федеральном бюджете на текущий год;
  • в инструкции Минфина;
  • в постановлении правительства;
  • в Указе Президента.

Вопрос 9. В функции Министерства финансов входит:

  • исчисление, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей;
  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью осуществление организационной, методической и практической работы по составлению и исполнению бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • утверждение отчета об исполнении бюджета.

Вопрос 10. Внебюджетные фонды развитых стран – это:

  • амортизационные фонды предприятий;
  • благотворительные фонды;
  • общегосударственные и территориальные специальные целевые фонды;
  • фонды малых и средних предприятий;

Вопрос 11. Военные расходы развитые страны финансируют:

  • из благотворительных фондов;
  • из госбюджета;
  • из фондов социального обеспечения.

Вопрос 12. Государственная Дума рассматривает и утверждает:

  • консолидированный бюджет;
  • местные бюджеты;
  • региональные бюджеты;
  • федеральный бюджет.

Вопрос 13. Доходы федерального бюджета являются частью:

  • внебюджетных фондов;
  • децентрализованных финансов;
  • территориальных бюджетов;
  • централизованных финансов.

Вопрос 14. Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении:

  • бюджетов всех уровней;
  • только местных бюджетов;
  • только региональных бюджетов;
  • только федерального бюджета.

Вопрос 15. За счет чего мобилизуются заемные средства РФ на внутреннем рынке в настоящее время?

  • получения кредитов ЦБ РФ;
  • получения налоговых кредитов;
  • размещения акций;
  • размещения долговых ценных бумаг.

Вопрос 16. Из какого бюджета осуществляются расходы на национальную оборону?

  • из всех бюджетов;
  • из местных бюджетов;
  • из региональных бюджетов;
  • из федерального бюджета.

Вопрос 17. К какой из классификаций федерального бюджета относится раздел «национальная оборона» и «национальная безопасность и правоохранительная деятельность»?

  • ведомственная;
  • воспроизводственная;
  • функциональная;
  • экономическая.

Вопрос 18. К какой системе внебюджетные фонды отнесены в Бюджетном кодексе?

  • к бюджетной;
  • к денежной;
  • к кредитной;
  • к распределительной.

Вопрос 19. Какая организация составляет проект бюджета внебюджетных фондов?

  • Министерство экономического развития и торговли;
  • Минфин;
  • Органы управления этих фондов;
  • Правительство.

Вопрос 20. Какие функциональные расходы преобладают в Федеральном бюджете РФ?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на национальную оборону;
  • расходы на образование;
  • расходы на охрану окружающей среды.

Вопрос 21. Какие вопросы решаются при рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального бюджета в первом чтении?

  • основные характеристики федерального бюджета;
  • принятие закона о федеральном бюджете в целом;
  • распределение расходов по министерствам и ведомствам;
  • распределение расходов по подразделам функциональной классификации.

Вопрос 22. Какие задачи позволяет решить рынок государственных ценных бумаг?

  • привлечение инвестиций в промышленность;
  • развитие фондового рынка;
  • размещение свободных денежных средств государства;
  • финансирование бюджетного дефицита.

Вопрос 23. Какие из ниже названных средств могут предоставляться из бюджета на возвратной основе?

  • бюджетные кредиты;
  • дотации;
  • субвенции;
  • субсидии.

Вопрос 24. Какие из перечисленных функций выполняют внебюджетные фонды?

  • распределительную;
  • создание кредитных орудий обращения;
  • статистическую;
  • учетную.

Вопрос 25. Какие из перечисленных функций выполняет государственный кредит?

  • поощрительную;
  • распределительную;
  • стабилизационную;
  • формирования доходов бюджета.

Вопрос 26. Какие методы финансирования дефицита бюджета являются внешними?

  • выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;
  • доходы от приватизации государственного имущества;
  • кредиты международных финансово-кредитных институтов;
  • эмиссия денег.

Вопрос 27. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансово-кредитных организаций;
  • налоговые поступления;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 28. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета РФ?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансовых организаций;
  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 29. Какие расходы обеспечивают сбалансированное функционирование бюджетной системы?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на охрану окружающей среды;
  • расходы на сельское хозяйство;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней.

Вопрос 30. Какие расходы финансируются из Пенсионного фонда?

  • выплата трудовых пенсий;
  • пособия в связи с болезнью;
  • пособия в связи с рождением ребенка;
  • пособия лицам, потерявшим работу.

Вопрос 31. Какие функции выполняет бюджет государства?

  • наблюдательную функцию
  • перераспределение национального дохода;
  • предупредительную функцию;
  • статистическую функцию.

Вопрос 32. Каким документом регулируется размер дефицита федерального бюджета?

  • Бюджетным кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • Налоговым кодексом;
  • Таможенным кодексом.

Источник

В сухом достатке

Государственный долг России за 2020 год увеличился на 5,42 трлн рублей (на 39,9%) и составил 18,99 трлн рублей, или 17,8% ВВП. Об этом говорится в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов социальных фондов.

Это позволило покрыть крупнейший за последние 10 лет бюджетный дефицит (4,1 трлн руб., или 3,8% ВВП), компенсировать выпадающие доходы, а также финансировать меры по борьбе с COVID-19, по поддержке населения и бизнеса. Расходы бюджета выросли более чем на четверть, по этому показателю Россия вошла в топ-5 стран «большой двадцатки», отмечал глава Минфина Антон Силуанов. Показатели госдолга не превысили и в будущем не превысят безопасный уровень, считает Минфин. «Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется», — отмечает ведомство.

Минфин отмечает, что важен не только общий объем госдолга, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также важна сбалансированная структура долга без пиков платежей.

«Госдолг вырос с 12,4 до 17,8%. Такой рост считаю вполне обоснованным и не критичным, — написал в Facebook глава Счетной палаты Алексей Кудрин. — Для того в свое время и снижали госдолг, чтобы в моменты кризиса иметь возможность занимать. Хорошо, чтобы в последующие годы темпы роста госдолга были сопоставимы с ростом ВВП».

Россия подошла к испытаниям 2020 года с рекордно низким госдолгом и хорошей репутацией у инвесторов, готовых кредитовать российское государство по низким ставкам. Это позволило свести к минимуму использование резервов из Фонда национального благосостояния: на финансирование дефицита бюджета из него было перечислено лишь 290 млрд рублей. За счет зачисления в ФНБ нефтегазовых доходов предыдущего года, приобретения акций Сбербанка и валютной переоценки объем фонда за 2020 год, несмотря на кризис, вырос с 7,77 трлн до 13,55 трлн рублей. Это подушка на «черный день».

Читайте также:  Доходность ценных бумаг Основные методы оценки и прогнозирования

В 2021 году Минфин планирует занять около 3,7 трлн рублей. Согласно закону о бюджете предельный уровень госдолга в 2021 году составит 20,4% прогнозируемого объема ВВП (в 2022 году — 20,8%, в 2023 году — 21,4%), напоминает министерство. «При достижении данного уровня Россия по-прежнему будет оставаться в числе стран с наиболее низким показателем долговой нагрузки госдолга, поэтому уровни вблизи 20% от ВВП представляются безопасными», — подчеркивает Минфин.

До прошлого года цифра 20% ВВП публично обсуждалась как нежелательная для пересечения, но это не какая-то объективная граница, категория безопасного уровня долга многомерна и очень условна, говорит замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, и после очень крупных заимствований 2020-2021 годов.

«Сомнения в возможности обслуживать долг, как правило, возникают в странах с уровнем долга выше 40-50% ВВП, — объясняет он. — Проблемы в обслуживании периодически возникают у стран с долгом, преимущественно номинированным в иностранной валюте, так как валютные кризисы резко переоценивают обязательства — у России, напротив, и после новых размещений на 70-80% долг будет рублевым. Если ежегодное обслуживание долга стоит правительству более 10% доходов и нет достаточно емкого постоянно открытого рынка заимствований, нагрузка иногда считается чрезмерной. Если считать реалистичными долгосрочные рублевые ставки в 6-7%, то для достижения этой условной границы (10% доходов) долг федерального бюджета в России должен приближаться к 30% ВВП. В этом смысле грань 21-22% еще достаточно комфортна».

В основном госдолг в 2020 году увеличился за счет внутреннего долга (программа государственных внутренних заимствований была перевыполнена более чем в 3,5 раза). Внешний госдолг вырос лишь на 1,9 млрд долларов (до 56,8 млрд долларов), но из-за ослабления национальной валюты его рост в рублевом эквиваленте оказался гораздо более существенным (+800 млрд руб.).

Обслуживание госдолга обошлось бюджету в 2020 году в 784 млрд рублей, что на 53 млрд рублей, или на 7,3%, больше расходов за предыдущий год. Стоимость обслуживания долга выросла бы значительно больше, если бы не снижение доходностей облигаций федерального займа вслед за ключевой ставкой Банка России.

Из новых тенденций, требующих внимания, в АКРА выделяют рост доли расходов на обслуживание долга, чувствительных к колебаниям процентных ставок: доля долга с плавающими процентными ставками существенно увеличилась, этот инструмент заимствований оказался основным в 2020 году и, вероятно, будет играть заметную роль в 2021-м. Около четверти прямого госдолга России к концу 2020 года имело плавающий купон, что при текущих ставках соответствует

0,2% ВВП в составе ежегодных расходов на обслуживание госдолга, приближающихся к 1,2% ВВП.

При условии, что бюджетное правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов, будет, как и планируется, в полном объеме возобновлено после 2021 года, движение уровня госдолга от 22% ВВП значимо вверх стоит ожидать лишь в периоды проведения антикризисной контрциклической политики, подобные 2020-2021 годам. В обычные же годы его динамика будет очень инерционной, прогнозирует Дмитрий Куликов. Наконец, учитывая ликвидные финансовые активы, которыми располагает государство (в ФНБ и за его пределами), чистый долг в разных определениях будет ближе к 10% ВВП, заключает аналитик.

Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов/ Игорь Зубков

Источник

Госдолг РФ вырос, но остался одним из самых низких в мире

1 июня 2021 г. Счётная палата РФ представила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за I квартал 2021 г., в котором обозначила, что государственный долг России по состоянию на 1 апреля 2021 г. вырос на 3,6%, достигнув 19,7 трлн руб., и составил 17% прогнозируемого объёма ВВП. Однако этот показатель по-прежнему остаётся одним из самых низких в мире.

В этой статье мы рассмотрим, почему продолжает расти мировой госдолг и как России удаётся сохранять низкий уровень долговой нагрузки.

Динамика российского государственного долга (отношение к ВВП)

Государственный долг — это долговые обязательства государства, используемые для покрытия дефицита бюджета.

В зависимости от кредиторов различают внешний и внутренний долг.

Внешний долг — это обязательства перед другими государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Например, кредиты, выданные международными кредиторами, задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций страны.

Внутренний долг — это когда кредиторами являются резиденты субъекта-заёмщика. Например, долг по государственным ценным бумагам (ОФЗ), кредиты, выданные государству кредитными организациями, гарантии государства по ценным бумагам, выпущенным акционерными обществами.

Последнее десятилетие государственный долг РФ планомерно растёт. Резкий скачок госдолга произошёл после замедления темпов российской экономики начиная с 2014 г. Это связано с ухудшением мировой рыночной конъюнктуры и введением санкций со стороны США и ЕС против России, а также, как следствие, исчерпанием резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета.

По итогам 2020 г. госдолг РФ вырос почти на 40% — до 18,9 трлн руб., что вызвано государственными мерами, направленными на поддержку экономики страны из-за пандемии коронавируса. Мягкая монетарная политика Банка России создавала благоприятные условия для государственных займов, осуществляя в несколько этапов снижение ключевой ставки до минимальных 4,25%.

Внутренний долг России вырос на 45% до 14,7 млрд руб. за счёт еврооблигационных займов, составляющих около 70% долга, и за счёт предоставленных РФ госгарантий в иностранной валюте (29% в структуре госдолга РФ). С марта 2020 г. Минфин России разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн руб. Долг по ОФЗ за год — с марта 2020 г. по март 2021 г. — вырос на 4,7 трлн руб.

Внешний долг вырос на 23% до 4,2 млрд руб. из-за увеличения задолженности перед другими государствами — 0,7% в общей структуре госдолга России.

Динамика государственного долга РФ, трлн руб., по состоянию на 1 января каждого года

Чтобы объективно оценить, перекрывают ли доходы государства долги, государственную задолженность сравнивают с ВВП. Чем выше показатель, тем труднее государству погасить свою задолженность. Низкий процент госдолга к ВВП говорит о наличии достаточного уровня экономической продукции для покрытия всех обязательств.

По состоянию на 1 апреля 2021 г. отношение госдолга РФ к прогнозируемому уровню ВВП составило 17%. Это немного ниже, чем в конце кризисного 2020 г., однако выше уровня 2019 г. Хотя отношение российского государственного долга к ВВП последние несколько лет растёт, этот показатель остаётся одним из самых низких в мире.

Читайте также:  Что посмотреть в Марракеше за один день

Отношение государственного долга РФ к ВВП, %

На основании долговой нагрузки стране присуждается рейтинг: чем он выше, тем более привлекательна страна для инвестиций. Отношение госдолга к ВВП ниже 30% говорит о низком уровне рисков.

Почему вырос госдолг в I квартале 2021 года?

По данным Счётной платы РФ за I квартал 2021 г., государственный долг России вырос на 3,6% — до 19,7 трлн руб., составив 17% от прогнозируемого объёма ВВП. Это произошло за счёт увеличения внутреннего долга на 4,6% — до 15,4 трлн руб., доля которого составляет 78,4% в структуре российского госдолга. Рост внутреннего госдолга обусловлен увеличением обязательств по государственным ценным бумагам (ОФЗ).

Объём долга по ОФЗ-ПД со сроком погашения в 2021–2044 гг. вырос на 8,7%, составив почти 60% в структуре внутреннего долга. Объём долга по ОФЗ-ИН со сроком погашения в 2023–2030 гг. вырос на 14,3% (доля в структуре внутреннего долга — 4%). Дело в том, что в начале 2021 г. доходность по ОФЗ, как с длинными, так и с короткими сроками погашения, увеличилась из-за негативного влияния возросшей доходности на американском рынке. Это обусловлено ростом инфляционных ожиданий в США и санкциями в отношении российского госдолга, введёнными в апреле 2021 г., что отразилось на международных финансовых рынках.

Структура внутреннего долга России на 1 апреля 2021 г.,%

Внешний долг, наоборот, сократился на 1,4% — до 4,2 трлн руб., на его долю в общей структуре госдолга приходится 21,6%.

При этом расходы бюджета РФ на обслуживание госдолга за I квартал выросли на 39% — до 2,38 трлн руб., по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

Динамика расходов на обслуживание госдолга РФ, млрд руб.

Государственный долг в других странах

По итогам 2020 г. почти во всех странах был зафиксирован рост государственного долга, что вызвано необходимостью привлекать дополнительные финансовые ресурсы на борьбу с пандемией коронавируса. Наиболее сильный рост зафиксирован в развитых странах, таких как США, Япония, Германия.

Самый высокий уровень отношения госдолга к ВВП в последние несколько лет наблюдается в Японии (273,1%), США (132,8%), Бразилии (98,4%), Индии (86,6%), Германии (70,3%).

Япония начала «копить» долги ещё с 90-х гг., при этом являясь самым большим мировым кредитором. США — с 2007 г., и сегодня это самый большой должник в мире. Обе страны начали увеличивать долги именно в период кризиса, скупая более дешёвые активы для поддержания своей экономики.

Всемирный банк определяет пороговую величину для государственного долга на уровне 77% ВВП.

Отношение государственного долга к ВВП в некоторых развитых и развивающихся странах по итогам 2020 г., %

По итогам I квартала 2021 г. на фоне повышения инфляции и роста доходности на американском рынке центральные банки многих стран были вынуждены повысить ключевые ставки для сдерживания внутренней инфляции. Повышение ключевых ставок, а также пессимистичные санкционные и инфляционные ожидания привели к росту доходности по ОФЗ.

По прогнозам МВФ, государственный долг развитых стран продолжит расти до конца 2021 г., что обусловлено необходимостью восстановления экономики после 2020 г.

Почему у России низкий уровень госдолга и будет ли он расти?

Прогнозы Минфина России по поводу государственного долга достаточно оптимистичны. Нефтегазовые доходы начинают восстанавливаться, что означает пополнение доходной части федерального бюджета. В марте 2021 г. Минфин России объявил о сокращении программы займов на 2021 г. Нефтегазовые доходы — это одна из основных причин, почему РФ удаётся сохранять низкий уровень долга.

Кроме того, Россия располагает значительным объёмом ликвидных активов, в виде средств Фонда национального благосостояния, и механизмами, благодаря которым эти резервы могут обеспечить российский рынок ликвидностью для финансирования внутреннего долга.

В конце 2019 г. российский чистый долг имел отрицательное значение, то есть резервы, которыми располагало государство, превысили величину государственного долга. Из-за пандемии коронавируса в конце 2020 г. чистый долг снова стал положительным, так как потребовались займы на поддержку экономики.

Банк России постепенно ужесточает монетарную политику, планируя повышать ключевую ставку ещё минимум два года. Это может создавать более привлекательные условия для новых инвесторов, ведь в остальных странах наблюдается низкий уровень процентных ставок.

На сегодняшний день государственный долг РФ находится на устойчиво низком уровне и, несмотря на рост из-за оттока иностранного капитала, не представляет угрозы для российской экономики.

Остались вопросы по статье, хотите предложить интересную тему или знаете, как сделать «Открытый журнал» ещё лучше? Скорее пишите нам через форму обратной связи – мы с удовольствием ответим, тщательно изучим и обязательно примем во внимание. И не забудьте подписаться на нашу рассылку, иначе пропустите самое важное и интересное!

Источник

Государственный долг в странах мира и в России — проблема или необходимость?

Государственный долг в странах мира и в России - проблема или необходимость?

Принято считать, что государственный долг может стать угрозой для безопасности экономики, однако формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов считается нормальной практикой как для России, так и для других развитых стран. Разбираемся, является ли госдолг проблемой современной экономики или необходимым фактором ее существования.

Чем опасен госдолг? Наличие госдолга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту. Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведет к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность. Рост объемов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.

Актуализация рисков государственного долга в мире наблюдается с 2008 года, когда в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Италия, Португалия и др.) столкнулись с невозможностью рефинансировать накопленный за предыдущие периоды государственный долг для его погашения и обслуживания, что привело к дестабилизации их финансовой системы и экономики. Это обусловило введение в этих странах жестких мер по ограничению государственных займов через сокращение бюджетных расходов и установление контроля за долговыми параметрами.

Кризисные явления и замедление темпов развития мировой экономики становятся причиной для реализации стимулирующей бюджетной политики, следствием которой является рост государственного долга. Несмотря на неоднозначную оценку учеными-экономистами последствий для экономики страны функционирования государственного долга, формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов следует признать нормальной практикой развитых стран.

Ситуация в мире. Количественный анализ стран мира по уровню государственного долга в процентном отношении к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показывает, что при устойчивом росте совокупной долговой нагрузки ее распределение в процентных диапазонах неравномерно. Заметно выросло число стран с долговой нагрузкой выше 60%. Если в 2013 году с уровнем государственного долга, превышающим 60% ВВП, было 48 стран, то в 2015 году их количество выросло до 61, а в 2018-м — до 67. Количество стран с уровнем госдолга от 80 до 100% также увеличилось: с 10 в 2013 году до 27 — в 2018-м. В то же время количество стран с нагрузкой выше 100% за рассматриваемый период сократилось с 15–17 в 2013 и 2015 годах до 11 к концу 2018 года. Около 64% стран мира от их общего количества к концу 2018 года имеют госдолг, не превышающий 60% ВВП. Среднее значение совокупного государственного долга к мировому ВВП составило при этом 80%.

Читайте также:  5 типов любви тест

Среди всех стран наибольший по абсолютному размеру государственный долг имеют США — около 21 трлн долларов. Однако в относительном выражении к ВВП самый крупный долг имеет Япония — 235%.

Количественное распределение стран мира по уровню государственного долга в % к ВВП в 2015 и 2018 годах

оличественное распределение стран мира по уровню государственного долга

Ситуация в России. За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.

Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.

Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.

Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» государственный долг вырастет на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП). Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета.

Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%).

Основные показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2016–2021 годах

Источник

Тест с ответами «Управление государственными финансами»

«Управление государственным долгом. Государственные финансы на местном уровне »

1. Способы погашения государственного долга:

а) проведение предусмотренных условиями займов выплат основного долга в установленные сроки;

б) осуществления рефинансирования займов;

в) аннулирование (полный отказ от выплаты) долга.

г) все ответы правильные.

2. К источникам погашения и обслуживания государственного долга относятся:

а) средства государственного бюджета;

б) финансовые ресурсы государственных целевых фондов;

в) средства центрального банка страны;

г) все ответы верны.

3. Государственный долг — это:

а) совокупность обязательств государства по платежам, которые необходимо выполнить на основании полученных или гарантированных активов, товаров и услуг, полученных в предыдущие периоды;

б) привлечение государственными органами управления денежных средств в целях финансирования расходов бюджета;

в) привлечение депозитов в государственный банк;

г) нет верного ответа.

4. Капитальный государственный долг включает:

а) общую сумму задолженности страны в текущем году;

б) долговые обязательства страны, размещенные на международном фондовом рынке;

в) общую сумму задолженности и процентных выплат, которые должны быть оплачены по обязательствам государства.

г) все ответы верны.

5. К внешнего государственного долга относят такие виды задолженности:

а) займы, привлекаемые от операций с долговыми ценными бумагами государства на внутреннем рынке;

б) кредиты, полученные правительством от центрального банка;

в) обязательства по займам, предоставленным международными организациями и зарубежными коммерческими банками;

г) все ответы верны.

6. Рефинансирование государственного долга — это:

а) погашение долга за счет средств, мобилизованных путем эмиссии и размещения новых долговых ценных бумаг или проведения реструктуризации займов;

б) аннулирование долга;

в) списание части долга кредиторами;

г) нет верного ответа.

7. Объявление дефолта осуществляется, если:

а) государство обладает достаточным количеством финансовых резервов для погашения только части долга;

б) государственные органы управления не способны привлечь необходимые средства для обслуживания займов, а кредиторы не дают согласия на проведение рефинансирования долга;

в) иностранные кредиторы дают согласие только на реструктуризацию займа;

г) нет верного ответа.

8. К показателям по размещению и обслуживанию государственного долга относят:

а) сумма капитального долга составляла;

б) величина текущего долга;

в) сумма долга была погашена;

г) все ответы верны.

9. Внешний государственный долг классифицируют:

а) по видам кредиторов (банковский, фирменный);

б) по форме предоставления (валютный, товарный);

в) по цели использования (инвестиционный, неинвестиционный);

г) по условиям предоставления (льготный, высокопроцентный, компенсационный);

д) все ответы верны.

10. Управление государственным долгом охватывает деятельность, связанную с:

а) выпуском и размещением государственных долговых обязательств;

б) обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга;

в) регулированием рынка ценных бумаг;

г) все ответы верны.

11. К методам управления государственным долгом можно отнести:

г) все ответы верны.

12. Государственная задолженность может выступать и фиксироваться в следующих формах:

а) государственных ценных бумагах;

в) в расходах бюджета;

г) в доходах бюджета.

13. Казначейские обязательства бывают следующих видов:

а) международные, национальные;

б) кредитные, сберегательные;

в) краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

г) нет правильного ответа.

14. Кто осуществляет обслуживание государственного долга:

а) национальный банк Украины;

б) государственное казначейство Украины;

в) коммерческие банки страны;

г) министерство финансов Украины.

15. В соответствии с Бюджетным кодексом Украины основной объем государственного долга не должен превышать:

а) 40% фактического годового объема ВВП;

б) 50% фактического годового объема ВВП;

в) 60% фактического годового объема ВВП;

г) 70% фактического годового объема ВВП.

16. Местные финансы подчинены:

а) международным финансам;

б) общегосударственным финансам;

в) финансовом рынке;

г) финансам предприятий.

17. Местные финансы выполняют следующие функции:

а) формирование доходов;

б) использование расходов;

18. К источникам доходов местных бюджетов относятся:

а) доходы за счет кредитов и займов;

б) доходы от деятельности предприятий коммунальной (муниципальной) собственности;

в) средства от финансовой деятельности;

г) доходы от операционной деятельности.

19. Система благоприятных финансовых условий и налоговых льгот, создаваемых государством для депрессивных регионов, называется:

20. К местным налогам и сборов не относятся:

а) акцизный сбор;

б) рыночный сбор;

в) сбор с владельцев собак;

г) сбор с владельцев коров, коз и другой мясо-молочного скота.

21. Группа расходов, которые размещены ближе к потребителю, финансируется из бюджетов:

б) городов областного и республиканского значения;

в) районов в городах;

22. Термин «коммунальная собственность» является синонимом понятия:

а) государственная собственность;

б) частная собственность;

в) арендованная собственность;

г) муниципальная собственность.

23. Средства резервных фондов могут быть использованы на финансирование:

а) обслуживание или погашение государственного долга;

б) капитальный ремонт или реконструкцию;

в) меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного или социального характера;

г) нет верного ответа.

24. Расходы, осуществляемые местными органами власти по их собственному усмотрению, на основе соответствующего законодательства, называются:

25. Расходы местных бюджетов — это

а) это экономические отношения, возникающие в связи с финансированием собственных и делегированных полномочий местных органов власти.

Источник