Меню

Для оценки мо функционального статуса ребенка используются следующие группы показателей

Физиология и основы гигиены человека

Основы анатомии и физиологии человека. Профессиональные заболевания

1. ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология человека – это важнейшие биологические науки, изучающие строение и функции человеческого организма. Как устроен человек, как функционируют его органы, должен знать не только каждый медик и биолог, но и специалист – инженер-эколог, который непосредственно занимается вопросами охраны здоровья человека и окружающей природной среды.

Организм человека представляет собой единую систему с общими законами развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. Его функционирование подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым организмам. В то же время человек социален и отличается от животных развитым мышлением, интеллектом, наличием второй сигнальной системы, общественными взаимоотношениями. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Анатомия и физиология, входящие в число естественнонаучных дисциплин, составляют фундамент для последующего изучения экологии, токсикологии, микробиологии. Без этих наук о структуре и процессах, происходя­щих в органах и их элементах, нельзя понять любые преобразования как в здоровом организме в условиях нормы, так и при заболеваниях в условиях вредного воздействия экологических факторов на организм. Ведь особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека внешней среды (экологические факторы, питание, физические нагрузки). Человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях определенных человеческих взаимоотношений. Поэтому он испытывает воздействие коллектива, социальных факторов. В связи с этим анатомия и физиология изучают человека не только как биологический объект, но учитывают при этом влияние на него социальной среды, условий труда и быта.

Особую роль при этом приобретает знание профессиональных заболеваний, обусловленных воздействием на организм человека различных факторов химической, физической и биологической природы.

Древние греки утверждали: «В здоровом теле – здоровый дух». Зная, как работает организм, какие факторы наиболее значимы в регуляции жизнедеятельности, можно предвидеть, каким образом возможно предотвратить нарушение функций отдельных систем и органов под влиянием различных вредных веществ, с которыми контактирует человек в результате своей производственной деятельности.

Источник

Возрастные особенности развития детей среднего школьного возраста

Физическое развитие детей в период подросткового возраста существенно отличается от предыдущего периода. Однако изменения, связанные с продолжающимся морфофункциональным созреванием, далеко не на всем подростковом этапе развития приводят к совершенствованию физиологических функций. Причина этого в сложных перестройках организма, связанных с половым созреванием.

В возрасте 13–15 лет существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; созревают отдельные звенья сердечно-сосудистой, дыхательной систем, эндокринные органы.

Происходят интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста у мальчиков, происходит в 13—14 лет, когда длина тела за год увеличивается на 7—9 см, а у девочек в 11—12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7 см. Поскольку период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, то в возрасте с 11 до 13 лет девочки имеют большие размеры тела. После 14—15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их опережать.

Важно помнить, что чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В пубертатный период быстрыми темпами развивается и мышечная система. К 14—15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигают высокого уровня. В этот период мышцы растут особенно интенсивно, с 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. С увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон. Масса мышц увеличивается главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 —14 лет, а у девочек — в 11 —12 лет.

Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 — 2 года раньше, чем у мальчиков.

Особенности энергетического обмена, кровообращения и дыхания у подростков являются ключевыми при мышечной деятельности. Каждые 100 мл кислорода взрослый получает из 2,3—2,6 л воздуха, поступающего в легкие, а подросток — из 3 л. Однако общие энергозатраты всего организма, поскольку они связаны с увеличением массы тела, и прежде всего мышечной ткани, а также уровнем двигательной активности, с возрастом увеличиваются. Так если для 6-летнего мальчика они составляют в среднем 1970 ккал/сут, для 7 — 10-летнего — 2300 ккал/сут, то в подростковом возрасте (11 —14 лет) суточные энергозатраты возрастают до 2450 ккал/сут, а в возрасте 16—17 лет — до 3000 ккал/сут у юношей и 2900 ккал/сут у девушек.

Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Так, сердце от 6 до 14 лет увеличивает свой объем на 30—35%, а в процессе полового созревания объем сердца увеличивается на 60—70%. Это одна из причин возникновения так называемой юношеской гипертонии.

Увеличение объема сердца в период полового созревания идет параллельно с нарастанием массы тела, однако не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. Поэтому отношение объема сердца к массе тела в пубертатном периоде меньше, чем в других возрастах. В связи с акселерацией физического развития и ускорением сроков созревания современных детей и подростков размеры сердца у них также больше, чем у их сверстников 15—20 лет назад.

В подростковом возрасте происходит значительное увеличение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам.

Читайте также:  TaiDoc тест полоски для Clever Chek td 4227 td 4209 в Екатеринбурге

И, несмотря на это, следует помнить, что и у детей, и у подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости разных элементов сердца и сосудов, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей и подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у юношей, а тем более у взрослых. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений.

Завершение развития ряда центральных и периферических элементов двигательной системы происходит лишь в подростковом и юношеском возрасте. Именно этим и определяются разные сроки достижения зрелого уровня развития многих двигательных функций и физических качеств.

Координация движений, обеспечиваемая согласованием работы различных мышечных групп, является основным условием успешного выполнения любых произвольных и непроизвольных моторных актов.

Координация движений рук при выполнении сравнительно простых моторных актов продолжает улучшаться к 14—15 годам, а синхронность и точность более сложных движений — и даже к юношескому возрасту. В период полового созревания у многих подростков наблюдается ухудшение координации движений. Причем это более выражено происходит у подростков на III и IV стадиях полового созревания и проявляется в снижении синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног.

Наибольший эффект физического воспитания в развитии отдельных способностей достигается в период их бурного естественного развития. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее. Каждая физическая способность имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Простые координации развиваются у девочек и мальчиков в 7-9 лет, продолжают совершенствоваться у девочек 12-13 лет, мальчиков — 14 – 15 лет. Сложные координации развиваются у девочек 9-10 лет, мальчиков — 10-11 лет, продолжение в 12-13 лет у девочек, в 14-15 лет у мальчиков. Координационная способность к равновесию у девочек достигается в 7-8, 8-9, 9-10, 11-12 лет, у мальчиков – 8-9 и 14-15 лет; точность движений – у девочек – 8-9 и 12-13 лет, у мальчиков – 8-9 и 14-15 лет.

Активное и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличивается рост и вес ребёнка: у мальчиков – пик «скачка роста» — 13 лет, а заканчивается после 15–17 лет; у девочек – начинается и заканчивается на 2 года раньше помимо половых различий здесь велики индивидуальные, у одних только начинается быстрый рост, у других заканчивается.

Изменения роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: головы, кисти рук, удлинение рук и ног, туловища. Интенсивный рост скелета (4–7 см в год) опережает развитие мускулатуры, отсюда непропорциональность, угловатость, неуклюжесть. Появляются вторичные половые признаки, внешние признаки полового созревания в разное время и у разных детей. Голос у мальчиков, смена физического состояния (танцуют без устали, падают от ничего). Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональное состояние усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. В этот период очень сильны сексуальные ощущения, которые возможно корректировать на привязанность, поддержку, любовь, самоуважение.

В этот период происходит ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но ребёнок может сочетать как мужские, так и женские качества в себе.

Благодаря бурному росту и перестройке организма – появляется интерес к внешности, то есть формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости, ребёнок переживает изъяны, что ведёт к неполноценности, неврозу. Их надо смягчать – пониманием, тактичностью, теплотой и доверительностью в отношении с ребёнком. Но образ физического «Я» и самостоятельность в целом оказывает влияние на темп полового созревания. Акселерация создаёт более благоприятные возможности личностного развития, что способствует уверенности в себе. У тех, у кого задерживается физическое развитие – наблюдается суетливость, раздражение и низкая самооценка.

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребёнок одарён. Регресс проявляется, когда задаётся творческое задание. Дети способны выполнять так же как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечёт за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Главная особенность подростка – личная нестабильность. Анна Фрейд описала подростка: эгоист, центр вселенной, с другой стороны – преданность и самопожертвование, любовь – ненависть, тяга к обществу – одиночество, подчинение слепое – лидерство, грубость – ранимость, энтузиазм – апатия. В этот период формируются две личностные особенности: чувство взрослости и «Я-концепция».

Чувство взрослости проявляется в стремлении к взрослой жизни: внешность, манеры, походка, речь. Что касается одежды, то ей подросток не отличается от других, возникает потребность в психологической защите – сознательная манипуляция. Подростку необходимы развлечения.

У подростка формируются три момента чувства взрослости (отношения к себе как к взрослому): равноправие в отношениях со старшими (конфликты), стремление к самостоятельности (невмешательство родителей), собственная линия поведения, внешность, учёба, отношение со сверстниками. Четвёртый момент чувства взрослости связан с этическими нормами поведения это поддержка, помощь, доверие, защита, комфорт. Подросток легко может сам отступить от норм и правил, но от других требует неукоснительности в их исполнении.

Читайте также:  Вкуснейшее универсальное заварное тесто для вареников пельменей поз чебуреков

Основные новообразования этого периода связаны с общественно-полезной деятельностью, ибо она удовлетворяет доминирующим потребностям подростка (потребности в общении со сверстниками; потребности самоутверждения). Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила поведения.

Источник



Развитие ребенка и рост

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

Внешнесредовые факторы: К ним относятся: Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.

Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см

Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

«Развитие ребенка и рост» и другие статьи из раздела Полезная информация

Источник

Для оценки морфо-функционального статуса ребенка используются следующие группы показателей:

Для оценки морфо-функционального статуса ребенка используются следующие группы показателей:

Выберите группы показателей для оценки морфо-функционального статуса

Какие показатели используются для оценки уровня биологической зрелости ребенка?

-жизненная емкость легких

+степень полового созревания

Какие показатели используются для оценки уровня биологической зрелости ребенка?

-мышечная сила кистей рук

+погодовые прибавки длины тела

Укажите антропометрические (соматометрические) показатели физического развития

Показатели (выбрать правильное утверждение):

-степень полового созревания

Укажите физиометрические показатели физического развития

-окружность грудной клетки

-степень полового созревания

Укажите соматоскопические показатели физического развития

-оссификация костей кисти

Проявления рецелерации развития

-увеличение длины тела

Читайте также:  Вступительные тесты в мед колледж как подготовиться

-увеличение массы тела

+уменьшение длины тела

+уменьшение массы тела

+увеличение возраста полового созревания

Особенности физического развития детей в современных условиях

-уменьшение возраста полового созревания

+уменьшение массы тела

+уменьшение окружности грудной клетки

+увеличение возраста полового созревания

-увеличение длины тела

Темпы возрастного развития детей на современном этапе характеризуются

В какой группе детей распространенность хронических заболеваний и функциональных отклонений самая низкая?

-с ускоренным типом биологического развития

+с своевременным типом биологического развития

— с замедленным типом биологического развития

Как изменяются темпы роста и развития с увеличением возраста?

В каком возрасте наблюдается «ростовой скачок» в развитии?

В каком возрасте темпы роста и развития самые высокие?

Проявления процессов акселерации развития

-увеличение возрастных сроков прорезывания зубов

+увеличение средневозрастных показателей тела

-увеличение среднего возраста полового созревания

-увеличение среднего возраста завершения роста

Критерии здоровья детей на индивидуальном уровне:

+степень нервно-психического развития

+уровень и степень физического развития

Критерии здоровья детей на индивидуальном уровне:

-психологический климат в семье и коллективе

-характер питания ребенка

+функциональное состояние органов и систем

Критерии здоровья детей на индивидуальном уровне:

+наличие или отсутствие хронических заболеваний

-образ жизни ребенка

+уровень и гармоничность физического развития

+функциональное состояние органов и систем

Критерии здоровья детей на уровне индивидуума:

-режим труда и отдыха

+состояние резистентности организма

+уровень и гармоничность физического развития

+уровень нервно-психического развития

Показатели здоровья детей на уровне популяции:

Показатели здоровья детей на уровне популяции:

-организация мед обслуживания

+уровень физич развития

Выберите критерии здоровья детей на уровне популяции:

-показатели двигательной активности

+показатели физич развития

-условия жизни ребенка

Виберите критерии для оценки здоровья детей на уровне популяции:

+показатели физич развития

Что из перечисленного относится к критериям здоровья ребенка:

+наличие или отсутствие хронич заболеваний

+соответствие возрасту уровня физич развития

-состояние фактического питания

Выберите верные утверждения, соответствующие термину «Здоровье ребенка» :

+отсутствие или наличие морфо-функциональных изменений

-приоритетность интересов детей

+уровень и степень нервно-психического развития

+уровень и степень физического развития

-уровень материальной обеспеченности

Выберите утверждения, характеризующие неравномерность роста и развития в онтогенезе:

+в процессе роста и развития выделяют периоды ускоренного и замедленного развития

-рост и развитие каждого ребенка контролируется собственной генетич. Программой

-темпы роста мальчиков и девочек неодинаковы

+темпы роста и развития разных систем организма неодинаковы

+ускоренными темпами развиваются те системы, которые обеспечивают выживаемость организма

+чем старше возраст ребенка, тем ниже темпы роста и развития

Выберите утверждение, характеризующее половой диморфизм роста и развития:

-в процессе роста и развития выделяют периоды ускоренного и замедленного развития

-рост и развитие каждого ребенка контролируется собственной генетической программой

+темпы роста и развития мальчиков и девочек неодинаковы

-ускоренными темпами развиваются те системы, которые обеспечивают выживаемость организма

-чем старше возраст ребенка, тем ниже темпы роста и развития

— темпы роста и развития разных систем организма неодинаковы

Выберите утверждения, справедливые для понятия гетерохронность роста и развития:

— в процессе роста и развития выделяют периоды ускоренного и замедленного развития

-рост и развитие каждого ребенка контролируется собственной генетической программой

— темпы роста и развития мальчиков и девочек неодинаковы

+темпы роста и развития разных систем организма неодинаковы

+ускоренными темпами развиваются те системы, которые обеспечивают выживаемость организма

— чем старше возраст ребенка, тем ниже темпы роста и развития

Выберите утверждения, характеризующие биологическую надежность, как закономерность роста и развития:

— в процессе роста и развития выделяют периоды ускоренного и замедленного развития

+в процессе роста и развития обеспечивается избыточное количество морфологических образований всех органов и систем

-рост и развитие каждого ребенка контролируется собственной генетической программой

-темпы роста и развития разных систем организма неодинаковы

-ускоренными темпами развиваются те системы, которые обеспечивают выживаемость организма

-чем старше возраст ребенка, тем ниже темпы роста и развития

Выберите, по каким показателям мальчики характеризуются более высоким уровнем заболеваемости(более низким уровнем здоровья) по сравнению с девочками:

-заболеваемость по данным профилактических осмотров в школьном возрасте

+заболеваемость по обращаемости в раннем возрасте

Как изменяется с возрастом уровень детской смертности:

+уровень детской смертности снижается в раннем возрасте, а затем повышается в подростковом возрасте

-с увеличением возраста уровень детской смертности снижается

— с увеличением возраста уровень детской смертности повышается

В каком возрасте уровень детской смертности самый высокий:

+на первом году жизни

-на втором-третьем году жизни

-на 4-5м году жизни

-в 7ми летнем возрасте

— в возрасте 8-10 лет

-в подростковом возрасте

Какие заболевания являются наиболее распространенными причинами смерти детей на первом году жизни в России:

+врожденные аномалии и пороки развития

-болезни органов дыхания

+болезни перинатального периода

-травмы, несчастные случаи, отравления

Выберите ведущую причину смерти среди детей старше двух лет:

-врожденные аномалии и пороки развития

-болезни органов дыхания

-болезни перинатального периода

+ травмы, несчастные случаи, отравления

В каком возрасте уровень заболеваемости по обращаемости самый высокий:

-на 1м году жизни

+на 3м году жизни

-на 7м году жизни

В каких возрастных группах отмечается увеличение роста острой заболеваемости у детей:

-на 1м году жизни

+на 2-3м году жизни

— на 4-5м году жизни

­+в 7ми летнем возрасте

-на возрасте 8-10 лет

+ в подростковом периоде

В каких возрастных группах болезни органов дыхания занимают первое место в структуре заболеваемости по обращаемости. (плохо видно ооочень)

-в возрасте 3-5 лет

-в младшем школьном возрасте

-в подростковом периоде

+во всех возрастных группах

?Какие заболевания являются наиболее распространенными в структуре заболеваемости по обращаемости у детей: ( в ответах не уверена, перепроверяйте сами. Ничего не видно)

+болезни органов дыхания

-болезни нервной системы

-болезни системы пищеварения

-травмы, несчастные случаи, отравления

Выберите одну группу заболеваний, самую распространенную в структуре заболеваемости по результатам профилактических осмотров у детей первого года жизни:

Источник