Меню

Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей

Тесты для музыкальных руководителей
тест на тему

Шекера Лариса Владимировна

Уважаемые коллеги, эти тесты взяла с соседнего форума, может кому пригодятся при подготовке к аттестации

Скачать:

Вложение Размер
testy_dlya_muzrukovoditeley.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант теста в 2009-2010 учебном году для музыкальных руководителей ДОУ, предлагаемый для прохождения аттестации на вторую, первую и высшую категории

1. Укажите автора, определяющего музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков:

2. Система какого автора, построенная на признании ведущей роли восприятия музыки широко используется в России:

1) Е.В. Назайкинского;

4) Н.А. Ветлугиной.

3. Назовите программу, целью которой является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

1) «Са-Фи-Дансе» (Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина);

2) «Ритмическая мозаика» (А.И. Буренина);

3) «Топ-хлоп малыши» (А.И. Буренина, Т.Сауко);

4) «Красота. Радость. Творчество» (Т.С. Комарова, и др.).

4. Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий:

1) развитие зрительной активности;

2) развитие музыкальных способностей и углубления представлений о средствах музыкальной выразительности;

3) развитие индивидуальных способностей и творчества;

4) развитие логического мышления.

5. Укажите формы, в которых выражаются самостоятельные музыкальные действия:

1) сюжетно-ролевая игра и упражнения автодидактического типа;

2) подвижные игры;

3) театрализованные игры;

4) хороводные игры.

6. Выберите правильную версию: «Ядром беседы о музыке является. »:

1) сведения о музыке как виде искусства;

2) сведения о композиторе;

3) осознание ребенком настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении;

4) обучение ребенка музыке с раннего возраста.

7. Укажите цель комплексных занятий:

1) дать представления о различных жанрах музыки;

2) дать представления о специфике различных видов искусства;

3) дать представление о музыкальном искусстве;

4) развивать музыкальные способности.

8. Музыкально-образовательный вид включает в себя:

1) специальные знания о способах исполнительства;

2) общие и специальные сведения о музыкальных жанрах, композиторах;

3) изучение музыкальных инструментов;

4) развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры.

9. Укажите вид игры, способствующий развитию чувства ритма:

1) подвижные игры;

2) творческие игры;

3) игры с правилами;

4) дидактические игры.

10. В какой возрастной группе в процессе исполнения музыки ставится задача петь соло и в хоре:

1) II младшей группе;

2) средней группе;

3) старшей группе;

4) выпускной группе.

11. Выберите наиболее точный словесный метод, способствующий восприятию и осознанию музыки:

1) беседа о музыкальном произведении, не упрощая его содержание;

2) художественное слово и показ картины, иллюстрации;

3) сообщение названия произведения, показ портрета композитора;

4) предложение ответить на вопросы типа: «Что вы представляете, слушая это музыкальное произведение?», «Как бы вы назвали эту пьесу?» и др.

12. Определите, в каком возрасте дети знакомятся со способами игры на простейших музыкальных инструментах (трещотка, бубен, колокольчик и др.):

13. Ведущую роль в содержании музыкального воспитания ребенка в дошкольном учреждении должен занять:

2) классическая музыка;

3) современная музыка;

4) детский репертуар.

14. Определите способ постижения «интонационного словаря» разных эпох ребенком:

1) накапливает опыт восприятия музыки различной по стилю;

2) привыкает к языку интонации народной музыки;

3) воспринимает классическую музыку;

4) развивает музыкально-эстетическое сознание.

15. Выделите один из видов музыкальной деятельности, развивающий слух, способствующий творческому музицированию:

2) музыкально-ритмическое движение;

4) игра на детских музыкальных инструментах.

16. Дети овладевают простейшими навыками пения и могут петь маленькие песни с помощью взрослого:

17. Укажите наиболее сильное воздействие музыки на ребенка:

1) развивает воображение;

2) формирует эмоциональную сферу, вкус;

3) воспитывает характер;

4) развивает мышление.

18. Определите, в какой возрастной группе находится музыкальный уголок: арфа, ударные, аккордеон, маленький фланелеграф, портреты композиторов и др.

1) младшая группа;

2) средняя группа;

3) старшая группа;

4) выпускная группа.

19. Выберите фактор, от которого зависит развитие музыкальности:

2) музыкальные способности;

4) музыкальная среда.

20. Ударный инструмент, имеющий вид выгнутого стального прута. Звук нежный и звонкий, извлекают при помощи ударов металлического стержня – это:

21. Какое действие не рекомендуется производить при включённом компьютере?

а) вставлять/вынимать дискету

б) отключать/подключать внешние устройства

в) перезагружать компьютер, нажимая на кнопку RESET

г) перезагружать компьютер, нажимая на клавиши CTRL+ALT+DEL

22. В текстовом редакторе Word при задании параметров страницы устанавливаются:

а) гарнитура, размер, начертание

б) отступ, интервал

в) поля, ориентация

23. Почтовый клиент – это…?

а) Пользователь Интернета, имеющий e-mail

б) Прикладная программа, позволяющая работать с e-mail

в) Служба сервера, отвечающая за e-mail

г) Получатель почты Интернета

24. Книга рабочей таблицы Excel — это

а) совокупность листов;

б) совокупность записей;

в) совокупность тетрадей;

г) совокупность ячеек;

25. При печати документа в Microsoft Word на странице умещается 60 строк по 80 символов в каждой. Какие параметры необходимо изменить, чтобы на странице умещалось меньшее количество символов?

а) изменить кодировку

б) изменить начертание шрифта

в) уменьшить размер полей страницы

г) увеличить интервал между строками

26.Наука о здоровье, его сохранении и укреплении — это:

27. Здоровье – это

а) поведение человека, направленное на гармонизацию физического и умственного развития;

б) состояние физического благополучия и отсутствие болезней;

в) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней;

г) состояние психического и социального благополучия.

28.Основным фактором долголетия человека является:

а) занятие спортом и ведение активного образа жизни;

б) рациональное питание;

в) питание, исключающее различные виды белков;

г) питание продуктами, содержащими углеводы;

д) ведение здорового образа жизни.

а) воспитание культуры здоровья;

б) защитные силы организма;

в) предохранительные профилактические прививки;

г) инфекционное заболевание.

30.Гиподинамию можно определить как

а) поражение сосудов;

б) воспаление слизистой желудка;

в) пониженную двигательную активность, обусловленную малоподвижным образом жизни;

г) нарушение осанки.

  1. Из ниже приведенных реплик воспитателя к «Я-замечанию» относится фраза:

а) «Мне трудно говорить и объяснять, когда кто-то разговаривает в этот момент»;

б) «Я уже много раз говорил(а), что разговаривать на занятии нельзя»;

в) «Я не знал(а), что имею дело с невоспитанными детьми»;

г) «Всех, кто сейчас разговаривает и не слушает, я обязательно спрошу, о чем я говорила».

  1. Негативное отношение воспитателя к ребенку, основанное на непринятии людей с меланхолическим темпераментом, — это проявление:

а) эффекта ореола;

б) стереотипа восприятия;

в) ситуативного эмоционального состояния;

г) деловой направленности.

33. К характеристикам эффективного педагога не относится следующая:

б) адекватность, объективность;

в) естественность, непосредственность;

34. Ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте:

35. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития:

а) учебной деятельности;

б) игровой деятельности;

36.Что мы называем индивидуальным развитием человека?

а) количественные и качественные изменения организма, происходящие в

процессе всей жизни человека как социального существа;

б) наличие роста, веса, мускул и т.д.;

в) формирование у детей навыков гигиены;

г) активное участие в общественной жизни общества.

37. Выберите один правильный ответ. Что способствует формированию ответственности детей?

а) систематический контроль;

б) высокая требовательность к качеству выполнения заданий;

в) самостоятельность и самоконтроль воспитанников;

г) свобода действий.

38. Педагог для того, чтобы в определенной степени скорректировать влияние семьи и построить свою деятельность с учетом его характера должен уметь:

а) применять адекватные методы изучения и анализа воспитательного потенциала семьи;

б) планировать воспитательную деятельность с учетом характера формирующего влияния семьи и возможности его корректировки;

в) оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, авторитарного и либерального способов общения с детьми;

г) устанавливать правильные взаимоотношения с семьей.

Укажите неверный ответ.

39. К семьям «группы риска» относятся:

г) все ответы верны.

40. Если ребенок высказывает точку зрения, которую Вы не можете принять, то как лучше поступить в данной ситуации…

а) поправить его и объяснить ему его ошибку;

Источник

ПО МЕТОДИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ТЕСТЫ

1. Музыкальные способности это: 1. ощущения выразительных средств музыки; 2. память, внимание, мышление и слух; 3. комплекс природных задатков, необходимых для музыкальной деятельности; 4. умения играть на музыкальном инструменте
2. В музыкальной психологии к основным музыкальным способностям относятся: 1. ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления 2. гармонический слух и тембровый слух; 3. эмоциональный отклик на музыку, музыкальный слух; 4. самостоятельный подбор мелодии по слуху
3. Типы уроков музыки: 1. урок-обсуждение, урок углубления темы; 2. урок размышления над темой, урок-концерт; 3. урок проблемного характера, урок-мозаика; 4. урок введения в тему, урок-концерт
4. Кто из приведенных фамилий учёных-педагогов проживает не в Белоруси? 1. Рева В.П.. 2. Ананченко Г.В. 3. Алиев Ю.Б. 4. Королёва Т.П.
5. К видам музыкальной деятельности на уроках музыки относятся: 1. хоровое пение и слушание музыки; 2. восприятие музыкального произведения; 3. движения под музыку, беседа; 4. сольное пение и создание хоровой аранжировки
6. Элементарные детские музыкальные инструменты это: 1. ложки, вилки, ножи; 2. тарелки, тамбурин 3. треугольник, квадрат, барабан; 4. фортепиано, баян, балалайка.
7. Виды музыкально-ритмических движений: 1. повороты в сторону, отжимания; 2. ходьба, бег, приседания; 3. элементы танцев, фигурное катание на коньках; 4. прыжки, поскоки, бег
8. Кто является автором одного из учебных пособий по методике музыкального воспитания школьников? 1. Ханок Э.С. 2. Безбородова Л.А. 3. Глинка М.И. 4. Чехов А.П.
9. К вокально-хоровым навыкам относятся: 1. вариация и импровизация на заданную тему; 2. артикуляция, дикция; 3. звукообразование, просвещение; 4. беседа и исполнение произведений
10. Формы музыкального воспитания учащихся во внеурочное время: 1. музыкальные кружки 2. выступления с концертами в других городах; 3. литературная секция; 4. клуб весёлых и находчивых.
11. Белорусские композиторы-авторы песен для детей: 1. С. Рахманинов, А.Хачатурян; 2. Е.Крылатов, В.Шаинский; 3. Ю.Визбор, В.Высоцкий; 4. В.Серых, В.Раинчик
12. Кто из композиторов является автором музыкальной сказки для чтеца и симфонического оркестра «Петя и волк»? 1. Д.Кабалевский; 2. С.Прокофьев 3. И.Дунаевский; 4. И. Лученок;
13. Автор одного из значительных трудов, посвящённых проблеме развития детского творческтва: 1. Ж.Руссо; 2. Л.Толстой; 3. К.Орф; 4. Б.Асафьев;
14. Как называется тема полугодия, посвящённая глубокому изучению национальной народной и композиторской музыки? 1. «О чём рассказывает музыка»; 2. «Из чего выросла музыка»; 3. «Музыкальные путешествия»; 4. «Музыкальная культура Беларуси»
15. Развитие музыки это: 1. изменение 2. исполнительский замысел 3. вариации 4. чередование интонаций
16. Автором музыки Дзяржаунага гiмна Рэспублiкi Беларусь является: 1. Н.Соколовский 2. Э.Зарицкий 3. Л.Захлевный 4. Е.Глебов
17. С какого класса на уроках музыки учащиеся знакомятся с выразительными средствами музыки? 1. с четвёртого 2. с третьего 3. со второго 4. с первого
18. Кто из известных русских писателей активно занимался проблемами музыкального воспитания? 1. И.Тургенев 2. Л.Толстой 3. А.Чехов 4. Ф.Достоевский
19. Назовите древнегреческого философа, считающим хоровое пение «божественным и небесным занятием, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке» 1. Аристотель 2. Пифагор 3. Авицена 4. Платон
20. Изучение элементов музыкальной грамоты начинается с: 1. понятия октавы 2. знакомства с интервалами 3. понятия высоты и длительности 4. названия звуков
21. Автором известной работы «Психология музыкальных способностей» является: 1. Н.Крупская 2. Б.Теплов 3. Н.Гродзенская 4. О.Апраксина
22. Основной формой организации музыкального воспитания в школе является: 1. урок музыки 2. кружки 3. хоровая студия 4. хоровые занятия
23. Основателем первой в России бесплатной музыкальной школы в 1862г. были: 1. Д.Зарин и А.Маслов 2. М.Балакирев и Г.Ломакин 3. Н.Римский-Корсаков и А.Лядов 4. В.Немирович-Данченко и К.Станиславский
24. Кто является автором Программы по музыки для общеобразовательных школ», утверждённой в 1981 году? 1. Л.Дмитриева 2. Д.Кабалевский 3. Э.Абдуллин 4. В.Шацкая
25. Музыкальный инструмент, представляющий собой два пластмассовых шара, в которых перекатываются камешки или мелкие шарики 1. бубен 2. треугольник 3. клавес 4. маракасы
26. Что такое импровизация? 1. название темы четверти 2. сочинительство 3. спонтанное сочинение 4. фольклорное произведение
27. Назовите, какие жанры подразумевал Д.Кабалевский под «тремя китами»? 1. соната, симфония, концерт; 2. сюита, оперетта, миниатюра; 3. былина, григорианский хорал, полька; 4. песня, танец, марш
28. Приём разучивания песни на уроке: 1. игра на детских музыкальных инструментах; 2. игра «эхо»; 3. принцип параллельного пения 4. индивидуальное разучивание
29. Что такое интонация? 1. пение по нотам 2. освоение устойчивости лада 3. выразительность в речи и музыке 4. ритмический рисунок
30. Мелодические музыкальные инструменты это: 1. ксилофон, цимбалы; 2. треугольник, колокольчик 3. металлофон, наплечные тарелочки 4. трещётки, румба
31. Изучая новые крупные музыкальные жанры, школьники приходят к выводу, что танец приводит их: 1. в оперу 2. на дискотеку 3. на урок музыки 4. в балет
32. К средствам музыкальной выразительности относится: 1. песня 2. танец 3. лад 4. гамма
33. Сколько времени на уроке следует отводить на распевание 1. 5-10 мин 2. 15-20 мин 3. 30-35 мин 4. 40 мин
34. Процесс разучивания песни состоит из следующих этапов: 1. разучивание, показ песни, повторное слушание 2. вступительное слово, показ, разучивание 3. показ, вступительное слово, разучивание 4. распевание, разучивание, слушание
35. Какое из определений соответствует понятию музыкально-ритмического чувства 1. способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его 2. способность отстукивать ритм на барабане 3. способность определять движение мелодии 4. двигательные способности
36. Какие задачи включает в себя комплексный подход к дидактической цели урока? 1. формирующие, обучающие 2. образовательные, воспитательные, развивающие 3. слушательские, певческие, исполнительские 4. педагогические, психологические
37. К видам искусства относятся: 1. педагогика, мораль, право 2. компьютерные технологии, графика 3. музыка, живопись, литература 4. наука, спорт
38. Музыкальный слух это: 1. тонкое восприятие, слышание музыки 2. слушание музыки 3. способность игры на музыкальном инструменте 4. воспроизведение
39. Музыка какого народа не является примером славянской культуры? 1. грузинская 2. русская 3. украинская 4. болгарская
40. Важной составной частью музыкальной грамотности является: 1. знание тембров инструментов симфонического оркестра 2. умение петь в ансамбле 3. знание нотной грамоты 4. игра на шумовых инструментах
41. По каким характерным признакам узнаётся музыкальное произведение 1. по мелодии 2. по темпу 3. по тембровым особенностям 4. динамике
42. В каком произведении каждый герой наделен своим тембром звучания инструмента симфонического оркестра? 1. «Петя и волк» 2. «Щелкунчик» 3. «Картинки с выставки» 4. «Жизнь за царя»
43. Предмет «Музыка» изучается в средней общеобразовательной школе: 1. 1-4 класс 2. 1-5 класс 3.1-6 класс 4. 2-4 класс
44. Современное название музыкального предмета в общеобразовательнойшколе: 1. урок пения 2. урок музыки 3. урок музыки и пения 4. урок музыки и ритмики
45. С древнегреческого метод это: 1. Дорога 2. Перекресток 3. Путь 4. Движение
46. Учебный предмет «Музыка» НЕ решает в начальной школе задачи: 1. Увлечь музыкой 2. Научить играть на музыкальных инструментах 3. Развить музыкально-образное мышление 4. Развить творческие музыкальные способности
47. Музыка в эпоху Средневековья выполняла задачу: 1. Получения удовольствия 2. Воспитания религиозной нравственности 3. Самостоятельного развития личности 4. Приобщения искусству
48. Учитель музыки выполняет в школе функцию: 1. Менеджера 2. Продюсера 3. Просветительскую 4. Гностическую
49. Способность к отбору музыкального репертуара, разработке планов уроков музыки относится к способностям учителя: 1. Дидактическим 2. Коммуникативным 3. Креативным 4. Организаторским
50. Способность к творчеству относится к способностям учителя: 1. Дидактическим 2. Коммуникативным 3. Креативным 4. Организаторским
51. Методика музыкального образования – это : 1. Система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием школьников 2. Дисциплина изучающая общие закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства 3. Наука об особенностях художественно-образного освоения мира 4. Наука о музыкальном воспитании детей младшего школьного возраста
52. Урок музыки НЕ целесообразно начинать: 1. С распевания 2. Со входа в класс под музыку 3. С проверки отсутствующих на уроке 4. С организационного момента
53. Современный урок музыки — это: 1. Урок с разнообразием видов музыкальной деятельности 2. Урок хорового пения 3. Урок слушания музыки 4. Урок музыкально-ритмических движений
54. Методы музыкальной работы в школе предполагают следующие функции: 1. Организационные, стимулирующие, контролирующие 2. Образовательные 3. Развивающие 4. Социальные
55. Какой элемент не предусмотрен программой по музыке? 1.пояснительная записка 2.собственно программы 3.технические средства обучения 4.методическая литература
56. Жанровое многообразие белорусской музыки изучается в теме: 1. Строим музыку 2. Интонация 3. Выразительные краски музыкальной речи 4. Музыкальная культура Беларуси
57. К преподаванию музыки применяется: 1. Монологический подход 2. Диалогический подход 3. Математический 4. Статистический
58. Основной формой организации музыкально-воспитательного процесса в школе является: 1. Кружок 2. Факультатив 3. Урок 4. Репетиция хора
59. Предмет музыка преподается: 1. 1 раз в неделю 2. 2 раза в неделю 3. 3 раза в неделю 4. каждый день
60. Продолжите формулировку темы первого класса: «Из чего выросла… 1. Живопись 2. Литература 3. Музыка 4. Оратория
61. Определённые действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания: 1. Приём 2. Метод 3. Рассказ 4. Диалог
62. Дипломная работа по методике музыкального воспитания НЕ предусматривает: 1. проведение эксперимента 2. анализ литературы по проблеме 3. обобщения опыта работы педагогов-новаторов по проблеме 4. сдачу государственного экзамена по данному предмету
63. Методика музыкального воспитания выдвигает следующие принципы: 1. Связь музыки с жизнью, формирование музыкальной культуры в опоре на народные традиции; 2. Систематичности; 3. Моделирования учебных ситуаций; 4.Единства эмоционального и сознательного, художественного и технического; единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы
64. К приёмам развития музыкального восприятия НЕ относится: 1.Выполнение рисунка, передающего характер музыки 2.Приём контрастного сопоставления музыкальных произведений 3.Запись текста песни на доске 4.Показ репродукций, картин, близких по настроению музыки
65. Кто из известных советских композиторов работал учителем музыки в общеобразовательной школе? 1. А.Хачатурян 2. Д.Кабалевский 3. И.Дунаевский 4. Т.Хренников
66. Приём разучивания песни: 1. По слогам 2. По фразам 3. По куплетам 4. По слуху
67. Относительная сольмизация-это: 1. Приём обучения чтению по нотам с условным названием ступеней 2. Абсолютная система 3. Сочинительство 4. Процесс слушания музыки
68. Какие игры на уроках музыки НЕ являются дидактическими? 1. Игры на развитие музыкальной памяти и слуха 2. Игры на развитие ладового чувства 3. Игры для развития чувства ритма 4. Игры для развития чувства меры

Дата добавления: 2015-04-12 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Источник



Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.

Татьяна Стрелкова
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.

Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №14 им. И. М. Смоктуновского г. Красноярска.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.

Диагностика уровня музыкальности детей включает определение комплекса способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

Определить степень развитости определенных элементов общей музыкальности – отдельных музыкальных задатков и способностей можно,исходя из следующих параметров:

музыкальный слух;

Традиционная проверка музыкальных способностей предельно проста: все сводится к проверке у ребенка слуха, ритма и музыкальной памяти, то есть ребенок должен спеть какую-нибудь песню на слух, повторить голосом сыгранный на фортепиано мелодический отрывок (память) и простучать вслед за взрослым ритмический рисунок.

Сегодня при проверке слуха ребенок, кроме пения какой-либо песни, должен узнать несколько общеизвестных песен, сыгранных или спетых учителем музыки; найти на фортепиано сыгранный звук; указать, сколько звуков в прозвучавшем аккорде; попытаться подобрать знакомую мелодию (если он занимался подобной деятельностью раньше).

При проверке памяти испытуемый должен повторить голосом сыгранный или спетый мелодический отрывок; спеть звуки аккорда; начать петь мелодию про себя, а затем продолжить вслух.

При проверке ритма предлагается не выстукивать карандашом предложенный ритмический рисунок, а дается задание простучать или прохлопать акценты и доли, а также ритмические фигурации мелодии, исполняемой на инструменте.

К сожалению, следует заметить, подобные приемы музыкальной диагностики не отличаются точностью оценки. В самом деле, как отличить действительно музыкально-способных детей от «натасканных» на пение, подбирание на инструменте и выстукивание? У таких детей практически оцениваются не столько музыкальные способности, сколько определенные знания.

Таким образом, очень часто в практике школ и детских садов проверяются и оцениваются не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения голосом мелодии; не музыкальная память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра.

В этом и состоит главный недостаток традиционной методики выявления музыкальных способностей, чреватой весьма частыми ошибками.

Однако, нам известен и положительный опыт проведения диагностики музыкальных способностей детей, который в достаточной мере накоплен в воспитательных и образовательных учреждениях России. В детских садах и школах делаются благотворные попытки расширить временные рамки диагностики при помощи предварительных пробных музыкальных занятий, проверок в группе, пробных уроков.

Так, используется так называемый экзамен-процесс, когда на приемных испытаниях в музыкальную школу вызывается не один ребенок, а сразу группа детей и, предложив умеющему исполнить выученную пьесу, педагог наблюдает за поведением остальных; или же приемные испытания проводят в виде коллективного урока, на котором стремятся выявить инициативность, общее развитие, сообразительность и интересы детей. После самого испытания проводится еще несколько проверочных занятий, уточняющих полученные данные. Конечно, такой экзамен-процесс организационно осуществить не очень просто, но зато музыкальный руководитель, учитель музыки получат достаточные основания для того, чтобы судить о динамике развития способностей, как музыкальных, так даже и общих.

Ниже приведем описание приемов диагностики музыкальных способностей, имеющих форму тестов.

Методику тестирования рекомендуется дополнить педагогическими наблюдениями за музыкальной деятельностью ребенка. Это является залогом того, что подобная разносторонняя проверка будет содержать в себе необходимый запас объективности.

Тесты для диагностики уровня развития музыкальных способностей:

1. Ощущение музыкальной высоты. Ответить, какой из предложенных на фортепиано звуков выше, ниже?

2. Узнавание мелодии. Где, на каком слове изменилась мелодия, дважды проигранная взрослым? Различить песенки «Василек» и «Петушок» при звучании в разных тональностях.

3. Различение ладовых функций звуков мелодии. Отличить мажор от минора (если была проведена предварительная работа); какие слова относятся к какому варианту мелодии, которая играется в миноре, а затем в мажоре и наоборот.

4. Непроизвольные слуховые представления. Повторить спетую или сыгранную мелодию.

5. Гармоническое восприятие музыкальной высоты. Прослушать каждый из голосов двухголосной песни по отдельности, а затем и оба вместе; указать, где неточность. Проверка проводится на простом материале и лишь с теми ребятами, которые уже ознакомлены с предлагаемой методикой проверки.

6. Ощущение верной гармонизации. Отметить фальшивый аккомпанемент. Взрослый играет фрагмент мелодии, время от времени изменяя верную гармонию на фальшивую.

7. Интонирование голосом. Проинтонировать максимально точно фрагмент мелодии.

8. Произвольное оперирование музыкально-слуховыми представлениями. Допеть до конца несколько мелодий.

9. Воспроизведение временного хода музыкального движения. Прохлопать или простучать ритмическую основу предложенных ребенку мелодий.

Поиски рациональных методик диагностики музыкальных данных детей продолжаются.

Список использованной литературы:

1. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.

2. Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. – М., 1982.

Диагностика Е. Е. Туник для выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии исследовательской деятельности, общих и специальных способностей.

Диагностика музыкальных способностей ребенка Диагностика музыкальных способностей ребенка Развитие музыкальных способностей детей Определить наличие музыкальных способностей ребенка.

Диагностика уровня овладения действием замещения представлений о нерукотворном мире Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лукояновский детский сад №6 Тема: «Диагностика уровня овладения действием.

Диагностика уровня знаний воспитанников средней группы вариативного компонента с использованием методик ТРИЗ Уважаемые коллеги! Хотелось бы представить Вашему вниманию разработанную воспитателем нашего детского сада диагностику уровня знаний воспитанников.

Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме.

Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста Средний дошкольный возраст — это наиболее благотворный период для первоначального целенаправленного развития музыкальных способностей. Уже.

Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Формирование музыкальных способностей – одна из главных целей художественно-эстетического, музыкального воспитания дошкольников. Существенным.

Семинар-практикум для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей» Семинар-практикум для родителей Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка» Выполнила.

Источник

Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах

Разделы: Музыка

Музыкальные способности — это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя «нейтрально-развлекательный» игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра «Настоящий музыкант»

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)». После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей «партии» ребёнок играет «вступление» (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

  • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
  • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение — низкий уровень.

2. Тест — игра на изучение чувства ритма

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

1. Детская песня «Дин-дон»

2. Детская песня «Петушок»

3. М. Красев «Ёлочка»

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.

Критерии оценки:

  1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень;
  2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) — средний уровень;
  3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов — слабый уровень
  4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса — низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • слабый уровень — угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень — угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень — угадано ребёнком 8-10 созвучий

Цель:

  • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
  • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
  • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

  • спеть любую известную ему песенку;
  • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
  • подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

  • слабый уровень — последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень — опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх — вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень — опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

4. Диагностика чувства тембра

Тест — игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

  • низкий уровень развития тембрового чувства — адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень — адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень — адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

5. Диагностика динамического чувства

Тест — игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

  • Барабан или бубен;
  • фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт «Маленький барабанщик»; К.Лонгшамп-Друшкевичова «Марш дошкольников».

Ребёнку предлагается поиграть в «громко-тихо». Педагог играет на фортепиано, а ребёнок — на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение «крещендо» и «диминуэндо» оценивается в 2 балла; всего — 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства — 1 балл;
  • средний уровень — 2-3 балла;
  • высокий уровень — 4-5 баллов.

6. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия — не доигрывается последний такт;

2-я мелодия — доигрывается до конца;

3-я мелодия — не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия — прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия — доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень — правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень — правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов.

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

1. «Утреннее размышление»

2. «Сладкая грёза»

4. «Болезнь куклы»

5. «Игра в лошадки»

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
  1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
  2. детализация(разработанность) своей идеи или образа;
  3. беглостьпорождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
  4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится петь больше — в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие — слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку — в концертном зале или дома по телевидению и радио?
  7. Что ты больше любишь — петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень — выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень — ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям — как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест «Музыкальный магазин»

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  • народная вокально-хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • народная вокально-инструментальная музыка;
  • классическая вокально-хоровая музыка;
  • классическая инструментально-симфоническая музыка;
  • классическая вокально-инструментальная музыка;
  • современная классика авангардного направления;
  • современная развлекательная музыка;
  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

  • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень — выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень — проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест «Хочу дослушать»

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор» (Приложение 1), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и «сильные» структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Источник

Читайте также:  Средства от атопического дерматита