Меню

Диагностическая методика Автопортрет

Диагностическая методика «Автопортрет»

Этот проективный тест позволяет оценить психологический портрет человека с нестандартного ракурса. Арт-терапевтическая практика дает возможность лучше понять эмоциональные составляющие личности. Благодаря анализу образов, бессознательно проявляющихся в процессе рисования, можно оценить уровень самооценки человека, его психологическое состояние, наличие тревожности и т.д.
На чистом листе предложите клиенту нарисовать себя таким, каким он представляет, предоставив набор цветных карандашей и ластик. Создавая автопортрет, люди воссоздают на картине собственные нужды и беспокоящие их внутренние конфликты, понять которые можно, проанализировав получившийся рисунок.

Проективная методика автопортрет: варианты ее интерпретации

Расположение рисунка. Это важный признак при анализе, позволяющий оценить степень самооценки человека. Ее адекватный уровень иллюстрируется расположением персонажа в центре листа. При завышенной и заниженной самооценке портрет смещен вверх и вниз холста соответственно.
Голова. В тесте «Автопортрет» этот образ психологи склонны интерпретировать как индикатор интеллектуальной и социальной развитости. Показателем нормы считается пропорционально правильная голова. Ее атипичное увеличение на рисунке может свидетельствовать о незаурядных интеллектуальных способностях и высоком уровне социализации. Равно как и наоборот.
Шея. Если она чрезмерно длинная, это может говорить об эмоциональном дискомфорте и потребности в защите. Отсутствие шеи свидетельствует о слабо развитых механизмах внутреннего самоконтроля.
Туловище. В ходе интерпретации теста «Автопортрет» эту часть тела рассматривают как индикатор базовых потребностей. Сбалансированное и симметричное тело свидетельствует об удовлетворенности в данном вопросе.
Лицо. Оно символизирует открытость к внешнему миру. Тщательная прорисовка его элементов свидетельствует о хорошей адаптации в обществе, открытости стороннему мнению, готовности прислушиваться к критике.
Руки и ноги. Первые являются отражением созидательной активности ребенка. Длинные руки на рисунке – психологический атрибут активных детей; короткие свойственны пассивным личностям. Характер прорисовки ног (крепкие и сильные/тонкие и слабые) позволяет оценить, насколько ребенок уверенно чувствует себя в окружающем мире.
Интерпретация дополнительных признаков
Помимо анализа самого рисунка не следует забывать о важных дополнительных признаках. К ним относят:
• степень нажима на карандаш (сильное надавливание свидетельствует о чувстве тревоги, внутренних эмоциональных конфликтах);
• стирание и перерисовка фрагментов (беспокойство, неуверенность);
• жирные контуры и большое количество углов (скрытая агрессия);
• цветовые приоритеты (с психологическими значениями цветов можно ознакомиться в соответствующих разделах нашего сайта).
На основе всех этих факторов проводится глубинная интерпретация автопортрета.

Источник

Тест «Автопортрет»

Тест «Автопортрет»

В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.) и эмоциональный (самоотношение, самооценка и т.д.). Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках Я-концепции, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной проблемой.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности служит тест «Автопортрет».

Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».

Инструкция:
Нарисуйте самого себя в полный рост.

Интерпретация №1
Элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, трактуются следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация №2 (интегративно-оценочная)
При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом:

1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение выполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

Читайте также:  НОВЫЙ INFINITI QX50 БОЛЬШОЙ ТЕСТ ДРАЙВ

3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т.е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет. Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т.д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки возможно сравнение индивидуальных и групповых данных выполнения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);

2) органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных — мыслительный интроверт;

3) гаптический рисунок — изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т.д.) — сенсорный интроверт;

4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт;

5) декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;

6) ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т.е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;

7) структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т.д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения.

Источник



Рисуночный тест «Автопортрет»
тест (старшая группа) по теме

Ивакина Мария Васильевна

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Скачать:

Вложение Размер
avtoportret.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация результатов данного теста

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре – адекватная

1.2 в верхней части листа – завышенная

1.3 в нижней части листа – пониженная

2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность

2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания

2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле

3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям

3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений

4.2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений

4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику

5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике

6.1 сильный нажим

6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность)

6.3 перерисовка и стирание

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)

6.5 руки прижаты к телу

7.1 интенсивная штриховка

7.2 обведение контура

7.3 затушеванные зрачки

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур рисунка

8.3 ноги расставлены

8.4 видны зубы (вербальная агрессия)

8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность)

8.6 подбородок увеличен и акцентирован

8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита)

8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости

9 – выраженная защита

9.2 руки за спиной или в карманах

9.3 человек изображен в профиль (замкнутость)

10 – эгоизм, нарциссизм

10.1 пишет свое имя

10.2 крупный рисунок

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)

11.1 рисунок в нижней части листа

11.2 слабый нажим и контур

11.3 скованная, статичная поза

11.4 эскизный контур

(в том числе и от матери)

12.1 крупный (красный) рот

12.2 пуговицы по центральной оси

12.3 маленькие ступни и ладони

12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины

13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм

13.1 глаза без зрачков

13.2 опускание шеи

13.3 детские черты лица

13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда

14.1 длинные ресницы

14.2 волосам уделено много внимания

14.3 выделенные крупные губы

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

14.5 макияж и украшения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуночная методика «Домик для эльфа»

Рисуночная методика «Домик для эльфа» Златы Королевы позволяет выявить отношение к окружающему миру. Всё, что нужно для работы — это незаконченный рисунок лесного пейзажа с маленьким эльфом, которому .

Иногда педагогу нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае — предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей гру.

Рисуночные методы в работе педагога-психолога

В данной работе представлены программы, которые обеспечивают совместную деятельность педагога — психолога и логопеда, направленную на развитие психологической базы речи ( восприятие, псмять , мышление.

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про.

Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами.

Программа психокоррекции страхов у детей 5-7 с использованием рисуночной методики.

Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее врямя наметились существенные сдвиги в пр.

« Психологические рисуночные тесты. Анализ и техника проведения»

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характери.

Источник

Метод «Автопортрет»

Ученые Е.С.Романова и С.Ф. Потемкина предложили несколько измененный вариант методики Р.Бернса «Автопортрет», который они рекомендуют использовать для диагностирования личности учащихся старших классов школы. Рассмотрим оригинальную и модифицированную интерпретации.

Автопортрет – это портрет самого себя. Бывают автопортреты живописные, литературные, скульптурные, как видим, существует автопортрет в психологии. Психодиагноста интересует степень выраженности индивидуальных психологических черт личности в изображении, по каким признакам можно различать автопортреты.

Автопортрет развивается сразу по нескольким линиям и имеет несколько вершин его художественного воплощения. В живописи, например можно выделить:

  • изображение лица;
  • изображение фигуры в интерьере;
  • изображение нескольких автопортретов, относящихся к разным возрастным отрезкам и этапам жизненного пути;
  • автопортрет – метафора, своего рода психологический эксперимент, рассчитанные на развитое воображение;
  • сюжетный автопортрет, когда автор представлен в реалистичной обстановке;
  • участие автора в важном, значимом событии, действующего в исключительной обстановке;
  • изображение автора в фантастических условиях, участие в вымышленной ситуации.

Целью методики «Автопортрет» является выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Чтобы выполнить тест необходимо следующее оборудование: карандаш, лист бумаги 10х15, памятка для испытуемого «Нарисуй свой портрет».

Методика Р. Бернса

Р. Бернс предлагал испытуемому сделать рисунок самого себя. Он мог быть разнообразным: один человек, в окружении близких и т.д. Р. Бернс дает объяснение элементам, обнаруженным в автопортрете так:

  • Голова. Если нарисована голова большого размера, это говорит о чрезмерных интеллектуальных претензиях или недовольстве своим интеллектом. Изображение головы маленького размера свидетельствует о чувстве интеллектуальной или социальной неадекватности.
  • Глаза. Когда человек рисует большие глаза, он подозрителен или чем-то озабочен, а также зависим от общественного мнения. Изображение маленьких или закрытых глаз говорит о самопоглощенности, интроверсии.
  • Уши и нос. Изображение больших ушей трактуется как чувствительность к критике. Если рисунок акцентирован на области носа, человек имеет проблемы сексуального характера. Выделенные ноздри говорят об агрессивности.
  • Рот. Акцент на области рта предполагает наличие проблем с речью. Отсутствие рта, скорее всего, говорит о депрессивном состоянии или вялости в общении.
  • Руки. Изображение рук отражает степень и характер контактов человека с окружающей средой. Скованные руки – жесткая, обязательная, замкнутая личность. Опущенные руки означают неэффективность. Хрупкие, тонкие руки говорят о психологической или физической слабости. Длинные руки указывают на амбициозность автора портрета, короткие, напротив, предполагают отсутствие амбициозности.
  • Ноги. Изображение длинных ног говорит о независимости или потребности в ней. Большие ноги говорят об имеющейся потребности в безопасности. Рисунок без ног трактуется как отсутствие стабильности, основы.

Методика Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной

Тест разрабатывался учеными для определения индивидуально-психологических особенностей человека, его представлений о себе самом, внешности, внутреннем мире, характере.

Когда происходит анализ рисунков, выделяются признаки изображения, служащие основой классификации следующего типа:

  • Эстетическое изображение. Такие рисунки делают люди, обладающие художественными способностями. Присутствие легких и гибких линий, выразительные черты, лаконичность образа характеризуют рисунок.
  • Схематическое изображение. Это схема лица и тела, изображенная в профиль и анфас. Такой вид изображения говорит об авторе то, что он имеет интеллектуальный склад ума, для него важно получить информацию общего плана, деталями и подробностями он интересуется по мере необходимости. Ученые называют этот стиль синтетическим когнитивным с тенденцией к обобщению.
  • Реалистическое изображение. Выполняется тщательно, со всеми частностями, прорисовкой лица, волос, ушей, деталей одежды. Такие рисунки выдают больших педантов, склонных к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
  • Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде предмета, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такие изображения делают люди творческие, с большой фантазией, чувством юмора.
  • Автопортрет в интерьере. Человек изображает себя в окружении предметов, на фоне природы, в комнате, в кабинете. Такие рисунки делают люди, имеющие способности к сюжетному описанию, важным для себя они считают внешнее предметное окружение.
  • Эмоциональный автопортрет. Когда человек изображает себя в определенном эмоциональном состоянии. Такой автопортрет напоминает шарж. Его делают люди эмоциональные, рефлексирующие собственное состояние. Причем эмоция может изображаться противоположная переживаемой. Например, часто злящийся человек рисует улыбающийся автопортрет.
  • Изображение позы или движения. Человек изображает себя при выполнении действия, с большой долей вероятности он увлечен спортом, танцами.
  • Автопортрет со спины. Это характеристика противоречивых людей или просто отражает нежелание человека участвовать в эксперименте.

Обработка теста

После объединения рисунков в группы, выполняется первый этап обработки. Способы обработки могут быть разными от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сравнения с фотографией. Для того, чтобы разработать тест можно воспользоваться схемой, при помощи которой выявляются показатели качества и количества изображения. По схеме сравнивают индивидуальные и групповые данные выполнения теста, сопоставляют эти данные с показателями других методик.

Обработка теста

Рисунок 1. Схема обработки теста «Автопортрет»

Вот как описывается изображение с использованием выделенных признаков.

Рисунок относится к группе реалистических изображений. Отмечены все элементы лица, волосы, одежда. Портрет выполнен в полный рост, заключен в фигурную рамку. Можно сделать вывод о хорошем физическом состоянии человека. Об этом говорит румянец на щеках, улыбка. Человек общителен, моментами демонстративен. Об этом говорит изображенная рамка. Нажим и штриховка указывают на небольшое внутреннее напряжение.

В следующей таблице приведено соотношение признаков по группе в 500 человек в процентах. Наибольший процент приходится на реалистические изображения лица анфас и реалистическое изображение в виде бюста. Наименьший процент приходится на сюжетные рисунки и портрет в интерьере.

Обработка теста

Рисунок 2. Соотношение выделяемых признаков изображения по тесту «Автопортрет» (в группе из 500 человек)

Методика Г. Рида

Обработку результатов можно осуществить при помощи схемы Г.Рида, которая разработана по типологии К.Г.Юнга экстраверсии, интроверсии и доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства. Юнг определил восемь личностных типов. Ученый Рид проанализировал тысячи детских рисунков и сделал вывод, что все разнообразие форм художественного выражения детей можно распределить по типам классификации Юнга. Рид опирался на многообразие форм творчества детей и выделил восемь видов рисунков:

  • Перечисляющий. Когда ребенок рисует сразу несколько автопортретов при просьбе нарисовать только один. Это мыслительный экстраверт;
  • Органический. Когда ребенок изображает себя на фоне природы, с животными. Это мыслительный интроверт;
  • Гаптический. Изображение себя в состоянии болезни (болит нога, болит рука). Это сенсорный интроверт;
  • Эмфатический. Когда ребенок изображает себя в эмоциональной среде. Это не внутреннее состояние, эмоции идут извне. Это сенсорный экстраверт;
  • Декоративный. Приукрашенное изображение себя (красивая рамочка, цветочки, сердечки). Это эмоциональный экстраверт;
  • Имажинарный. Представление себя в виде героя сказки, другого литературного произведения. Это эмоциональный интроверт;
  • Ритмический. Автопортрет в движении (идущий, бегущий, танцующий). Это интуитивный экстраверт;
  • Структурный. Изображение себя как есть. Это интуитивный интроверт.

В таблице ниже представлены обобщенные данные о доминировании одного из перечисленных типов изображения:

Методика Г. Рида

Рисунок 3. Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (в группе из 500 человек)

Чтобы более подробно интерпретировать тест, нужно сопоставить показатели, полученные при обработке рисунков с результатами других методик. Однако уже на предварительном этапе можно сделать некоторые выводы, используя типологию Юнга.

Источник