Меню

Анкета психической надежности спортсмена

Анализ и интерпретация данных

Каждый вопрос по шкале ОПС, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка протокола опроса осуществляется с помощью ключа «работающих» ответов по каждому из компонентов. В результате получают 4 показателя и итоговый индекс с лимитом от 7 до 0 баллов. Чем выше показатель, тем «неблагоприятнее» отношение спортсмена к предстоящему соревнованию.

1. Показатель уверенности в себе (Ув) — «смогу ли я?» (вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25). Высокие показатели означают: заниженная субъективная самооценка своих возможностей достижения успеха; неуверенность в своих силах; отсутствие желания выступать; нереальность выполнения поставленных задач и другое. Показатель Ув в 7 баллов показывает, что спортсмен субъективно не готов к соревнованию. Показатель Ув в 0 баллов — высокая готовность к соревнованию.

2. Показатель восприятия и оценки возможностей соперников (Сп) — «смогут ли соперники?» (вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26) — сопоставление своих возможностей с возможностями своих соперников. Показатель Сп в 7 баллов — высокая оценка готовности соперников; 0 баллов — низкая оценка возможностей соперников.

3. Показатель желания участвовать и значимость соревнования (Зн) — «хочу ли я?» (вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27). Показатель Зн в 7 баллов — высокая субъективная значимость соревнования и большое желание выступать. Показатель в 0 баллов — низкая значимость и отсутствие желания соревноваться.

4. Показатель зеркальной самооценки спортсмена (т. е. показатель субъективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других людей (Др) — «смогу ли я с точки зрения других людей (тренера, товарищей по команде, зрителей)?» (вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28). Показатель Др в 7 баллов свидетельствует о заниженной зеркальной (или отраженной в социуме) самооценке спортсменом его возможностей в соревновании. Показатель в 0 баллов — высокая самооценка.

Если используется приведенная выше форма регистрационного бланка, то показатели по каждому из компонентов можно суммировать, т. е. суммируют число ответов, совпадающих с трафаретом, вырезанным по ключу (по горизонтали). Итоговый индекс представляет собой сумму всех компонентов.

53.Методика «градусник» Ю.Я. Киселева

Экспресс-оценка эмоциональных состояний спортсмена определяется с помощью «градусника» состояний, предложенного Ю.Я. Киселевым. «Градусник» представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентное соотношение).

Бланк для методики «градусник» Ю.Я. Киселева с десятью делениями

Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку уровня состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:

3) желание тренироваться;

4) удовлетворенность тренировочным процессом;

5) отношения с друзьями;

6) отношение с тренером;

7) спортивные перспективы (на данное соревнование);

8) готовность к соревнованиям.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любой момент, а также любые компоненты предстартового, соревновательного и послесоревновательного состояния.

56) Анкета оценка психической надежности Мильмана

Психическая надежность спортсмена определяется с помощью анкеты, разработанной кандидатом психологических наук В.Э. Мильманом. Психическая надежность, рассматриваемая как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, состоит из ряда компонентов: эмоциональной соревновательной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента, стабильности и помехоустойчивости. Каждый из компонентов психической надежности характеризуется совокупностью показателей.

Показателями эмоциональной соревновательной устойчивости являются характер, интенсивность предсоревновательного и эмоциональность соревновательного возбуждения и его колебания, степень его влияния на характер выступления и др. Показатели саморегуляции – это умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, умение влиять на него, в частности, посредством словесных самоприказов, умение перестроиться в ходе спортивной борьбы, развитие функции самоконтроля над своими действиями и др.

Показатели мотивационной сферы: любовь к спорту вообще и к своему виду спортивной деятельности, стремление к любой форме соревновательной борьбы, отдача всех сил на тренировках и соревнованиях и др.

Показатели стабильности и помехоустойчивости: устойчивость внутреннего функционального состояния, стабильность двигательных навыков и спортивной техники, невосприимчивость к воздействию разного рода помех и т.д.

Инструкция: Перед вами вопросы, цель которых – выявить психологические особенности вашей спортивной деятельности. При ответе на каждый вопрос выберите один из вариантов ответа («а», «б», «в», «г») и напишите его на листе ответов рядом с номером вопроса, например: «4-в», «6-а» и т. д. Старайтесь не задумываться над деталями, давайте обобщенные ответы, имея в виду ваш соревновательный опыт последнего времени.

Шкала оценки условий эффективности тренировки Марищука

Данная шкала состоит из 5 разделов (вопросов). Каждый ответ оценивается определенным количеством баллов, указанным в скобках:

I.Как вы оценили бы свою принадлежность к команде?

1) Чувствую себя членом команды, частью коллектива (5). 2) Участвую в большинстве видов деятельности (4). 3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3). 4) Не чувствую, что являюсь членом команды (2). 5) Тренируюсь отдельно от других членов команды (1). 6) Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II.Перешли бы вы тренироваться в другую команду, если бы представилась такая возможность (без изменения материальных условий)?

1) Да, очень хотел бы перейти (1). 2) Скорее всего перешел бы, чем остался (2). 3) Не вижу никакой разницы (3). 4) Скорее всего остался бы в своей команде (4). 5) Очень хотел бы остаться в своей команде (5). 6) Не знаю, трудно сказать (1).

Ш. Каковы взаимоотношения между спортсменами в вашей команде?

А. На тренировках: 1) Лучше, чем в большинстве команд (3). 2) При-мерно такие же, как и в большинстве

команд (2). 3) Хуже, чем в большинстве команд (1). 4) Не знаю (1).

Б. На соревнованиях: 1) Лучше, чем в большинстве команд (3). 2) Примерно такие же, как и в большинстве команд (2). 3) Хуже, чем в большинстве команд (1). 4) Не знаю (1).

В. Вне тренировок и соревнований: 1) Лучше, чем в большинстве ко-манд (3). 2) Примерно такие же, как и в других командах (2). 3) Хуже, чем в других командах (1). 4) Не знаю (1).

IV. Каковы взаимоотношения спортсменов с тренером (тренерами) команды?

1) Лучше, чем в большинстве команд (3). 2) Примерно такие же, как и в других командах (2). 3) Хуже, чем в других командах (1). 4) Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу на тренировках и соревнованиях?

1) Лучше, чем в большинстве команд (3). 2) Примерно такие же, как и в большинстве команд (2). 3) Хуже, чем в большинстве команд (1). 4) Не знаю (1).

Итоговый показатель по всем разделам может находиться от 7 (очень неблагоприятная оценка команды) до 25 баллов (очень высокая оценка привлекательности команды).

58,59,61)

1. Успешность учебной деятельности определялась с помощью расчета среднего бала успеваемости студентов. Использовался метод анализа учебной документации.

2. Удовлетворенность учебной деятельностью определялась с помощью’ методики Г.В. Лозовой «Методики изучения отношения к учебной деятельности» (2003, С. 52-55).

Методика представляет собой анкету шкального типа (от 1 до 5 баллов). Испытуемым предлагается оценить степень удовлетворенности 24-мя аспектами учебной деятельности. Полученные результаты позволяют установить уровень выраженности следующих показателей удовлетворенности учебой:

— удовлетворенность учебными результатами;

— удовлетворенность учебным процессом;

— удовлетворенность степенью самосовершенствования в результате учебы;

— удовлетворенность общением с участниками учебного процесса;

— удовлетворенность материальным вознаграждением за учебу;

— удовлетворенность исполнением долга перед другими посредством учебы;

— общая удовлетворенность учебной деятельностью (Приложение 4). Методики изучения спортивной адаптированности студентов.

1. Успешность спортивной деятельности определялась с помощью спортивного разряда. Поскольку показатель спортивной квалификации не является числовым, был осуществлен его перевод в нормативные значения по следующей шкале: без разряда — 1 балл, 3 взрослый — 2 балла, 2 взрослый — 3 балла, 1 взрослый — 4 балла, кандидат в мастера спорта — 5 баллов, мастер спорта — 6 баллов.

2. Отношение к спортивной деятельности определялось с помощью методики Г.В. Лозовой «Удовлетворенность спортивной деятельностью» (2004).

Данная методика — это анкета шкального типа (от 1 до 5 баллов), состоящая из 24 аспектов спортивной деятельности, оценить степень удовлетворенности которыми и предлагалось испытуемым. Данная анкета позволяет диагностировать 7 показателей удовлетворенности спортивной деятельностью:

Читайте также:  Таможенные пошлины и сборы относятся тест

-удовлетворенность спортивными результатами;

-удовлетворенность процессом занятий спортом;

-удовлетворенность физическим и психическим саморазвитием;

-удовлетворенность общением в контексте занятий спортом;

-удовлетворенность вознаграждением за занятие спортом;

-удовлетворенность исполнением долга;

общая удовлетворенность спортивной деятельностью (Приложение 5).

Использовались следующие математические критерии: средняя арифме-тическая — (X), дисперсия — (а ), стандартная ошибка — (а), стандартное отклонение — (S), коэффициенты вариации — (V), коэффициенты корреляции по Спирмену (р), корреляционное отношение — (р х/у). Высчитывались также значения достоверности различий средних по критерию t-Стьюдента. Кроме того, в качестве вспомогательного использовался графический метод отражения характера взаимосвязей.

Источник

Анкета психической надежности спортсмена

(психологические особенности спортивной деятельности).

Инструкция: перед вами вопросы, цель которых – выявить психологические особенности вашей спортивной деятельности. При ответе на каждый вопрос выберите один из вариантов ответа ( «а», «б», «в» ) и напишите его на листе ответов рядом с номером. Старайтесь не задумываться над деталями, давайте обобщенные ответы, имея в виду ваш соревновательный опыт последнего времени.

1. В каких случаях вы успешнее выступаете в ответственных соревнованиях?

А) в спокойном состоянии, практически не волнуясь; Б) в состоянии повышенного возбуждения; В) в состоянии сильного возбуждения.

2. Сильно ли вы обычно волнуетесь на соревнованиях?

А) да; Б) иногда; В) нет.

3. Вы обычно точно оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояний во время соревнований?

А) обычно не задумываюсь над этим; Б) иногда; В) да.

4. Нравится ли вам выступать в прикидках, в контрольных упражнениях на результат?

А) да; Б) не могу сказать определенно; В) нет.

5. Можете ли вы в течение наиболее важного периода сезона поддерживать стабильный уровень высоких результатов?

А) да; Б) бывают колебания; В) нет.

6. Стабильна ли ваша техника?

А) да; Б) бывают колебания; В) нет.

7. Сильно ли сбивают вас неожиданные помехи?

А) да; Б) иногда; В) нет.

8. Мешает ли волнение в соревнованиях выступить наилучшим образом?

А) да; Б) иногда; В) нет.

9. Вы полностью выкладываетесь на важных соревнованиях?

А) да; Б) не всегда; В) нет.

10. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки?

А) да; Б) не всегда; В) нет.

11) Сильно ли действуют на вас неудачи?

А) да, сильно расстраивают; Б) быстро забываются; В) не придаю большого значения.

12) В каких случаях вы достигаете лучшего результата?

А) при строгом сознательном контроле своих действий; Б) при автоматическом выполнении; В) нечто среднее.

13. Бывают ли у вас во время ответственных соревнований серьезные, необъяснимые ошибки, влияющие на результат выступлений?

А) да; Б) иногда; В) практически не бывает.

14. Возникает ли у вас при удачном течении спортивной борьбы чувство, что «дело сделано», «скорее бы все заканчивалось»?

А) да; Б) иногда; В) нет.

15. Когда вы обычно начинаете испытывать волнение перед ответственными соревнованиями?

А) за несколько дней до соревнований; Б) накануне соревнований;

В) непосредственно перед выступлением.

16. Трудно ли вам отключиться от мыслей о предстоящем выступлении на ответственных соревнованиях?

А) да; Б) нет; В) могу отключиться, но ненадолго.

17. Проводите ли вы специальную настройку перед выходом на старт ? (Можете выбрать сразу несколько вариантов ответа.)

А) нет, не провожу;

Б) стараюсь успокоиться, снять напряжение;

В) стараюсь думать о чем-нибудь приятном;

Г) сосредотачиваюсь на предстоящем выступлении;

Д) стараюсь активизироваться, поднять физический тонус;

Е) стараюсь отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении;

Ж) стараюсь вызвать в себе спортивную злость;

З) перебираю в уме тактические и технические моменты предстоящего выступления;

И) использую разминку в качестве психологической настройки.

18. Можете ли вы, если считаете это нужным, быстро переключиться от одного вида настройки на другой?

А) нет; Б) обычно не испытываю в этом необходимости; В) да.

19. Можете ли вы в ходе спортивной борьбы при необходимости заставить себя быстро успокоиться?

А) нет; Б) не всегда; В) как правило, могу.

20. Пользуетесь ли вы для этих целей словесными приказами самому себе?

А) нет; Б) обычно не чувствую в этом необходимости; В) да.

21. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте?

А) да, могу отказаться от многих жизненных благ; Б) этой проблемы передо мной не возникало; В) нет.

22. Каково ваше отношение к соревнованиям?

А) соревнование – это трудный экзамен; Б) соревнование – это праздник; В) и то и другое.

Подсчитывается количество баллов по каждому компоненту. Оценка 0 баллов соответствует среднему уровню психической надежности. Оценка со знаком «-» говорит о снижении уровня надежности по данному компоненту, оценка со знаком «+» указывает на повышенный по сравнению со средним уровень выраженности того или иного компонента психической надежности.

Для самооценки соревновательной надежности можно использовать следующую анкету.

В целях разработки рекомендаций по повышению соревновательной надежности оцените свои умения и возможности по 9-ти бальной шкале

(9,8,7 – очень сильно выражены, 6,5,4 – вполне удовлетворительно и удовлетворительно, 3,2,1 – слабо)

№ п/п Умения и возможности Балл
1. На соревнования я показываю результаты выше, чем на тренировках
2. На соревнованиях я показываю запланированные результаты
3. На соревнованиях я предельно собран, все мысли сосредоточены на реализации поставленной задачи
4. Я могу на соревнованиях управлять своим психическим состоянием
5. Я способен максимально мобилизовать свои силы
6. Накануне соревнований мой сон не нарушается
7. Высокий результат соперника меня не обескураживает
8. Я умею «собираться» после неудачной попытки
9. Встреча с сильным противником меня не страшит
10. Я всегда уверен в успехе
11. Я умею не только зрительно, но и идеомоторно (двигательно) представить соревновательное упражнение
12. Я не тревожусь о том, чтобы не проиграть
13. У меня не бывает ощущения страха перед ответственным стартом
14. У меня выработана психология победителя
15. Я никогда не тревожусь о том, что могу проиграть
16. В сложных ситуациях у меня не дрожат руки
17. Я никогда не проигрываю слабому противнику
18. Я всегда выигрываю у равных противников
19. Я могу выиграть у спортсменов, имеющих более высокие спортивные достижения
20. Спортивный авторитет противника меня не волнует
21. При возникновении беспокойства я могу взять себя в руки
22. Я способен расслабить напряженные мышцы
23. Я умею переключать внимание с травмирующих мыслей на индифферентные
24. Страх перед возможными травмами и большими нагрузками меня не беспокоит
25. Я владею приемами психической саморегуляции
26. Моя выдержка и самообладание высоки
27. У меня высокие цели в жизни и спорте
28. В сложных жизненных ситуациях я всегда беру инициативу на себя
29. После неудачных соревнований я тренируюсь с большей энергией
30. Меня удовлетворяет моя соревновательная надежность

(Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Источник



Психическая надежность спортсмена тест мильмана

Спортсмен может сам оценить присущие ему качества личности по анкете «Самооценка личности», предложенной С.А. Будасси, интерпретированной для спортсменов Ю.Я. Киселевым[59]. Как показывают исследования, ведущие спортсмены, как правило, имеют повышенную самооценку личности по сравнению с менее именитыми спортсменами.

Оценка психической надежности

Психическая надежность спортсмена определяется с помощью анкеты, разработанной кандидатом психологических наук В.Э. Мильманом[60], сотрудником ВНИИФК (1976). Психическая надежность, рассматриваемая как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, состоит из ряда компонентов: эмоциональной соревновательной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента, стабильности и помехоустойчивости. Каждый из компонентов психической надежности характеризуется совокупностью показателей.

Показателями эмоциональной соревновательной устойчивости являются характер, интенсивность предсоревновательного и эмоциональность соревновательного возбуждения и его колебания, степень его влияния на характер выступления и др. Показатели саморегуляции — это умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, умение влиять на него, в частности, посредством словесных самоприказов, умение перестроиться в ходе спортивной борьбы, развитие функции самоконтроля над своими действиями и др.

Читайте также:  Порядок проведения тестирования для дошкольников и младших школьников

Показатели мотивационной сферы: любовь к спорту вообще и к своему виду спортивной деятельности, стремление к любой форме соревновательной борьбы, отдача всех сил на тренировках и соревнованиях и др.

Показатели стабильности и помехоустойчивости: устойчивость внутреннего функционального состояния, стабильность двигательных навыков и спортивной техники, невосприимчивость к воздействию разного рода помех и т. д.

Сокращенный вариант анкеты психической надежности включает 22 вопроса. На листе ответов испытуемый отмечает то суждение, которое соответствует его собственному.

Каждый ответ относится к одному из четырех компонентов (кроме общего вопроса — 17-го) и оценивается определенным количеством баллов.

Анкета психической надежности

Перед вами вопросы, цель которых — выявить психологические особенности вашей спортивной деятельности. При ответе на каждый вопрос выберите один из вариантов ответа («а», «б», «в», «г») и напишите его на листе ответов рядом с номером вопроса, например: 4в, 6а и т. д.; старайтесь не задумываться над деталями, давайте обобщенные ответы, имея в виду ваш соревновательный опыт последнего времени.

1. В каких случаях вы успешно выступаете в ответственных соревнованиях?

а) находясь в спокойном состоянии, практически не волнуясь, б) находясь в состоянии повышенного возбуждения, в) в состоянии сильного возбуждения.

2. Сильно ли вы обычно волнуетесь на ваших соревнованиях? а) да, б) иногда, в) нет.

3. Вы обычно точно оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояний во время соревнований?

а) обычно не задумываюсь, б) иногда, в) да.

4. Нравится ли вам выступать в прикидках, в контрольных упражнениях на результат?

а) да, б) не могу сказать определенно, в) нет.

5. Можете ли вы в течение наиболее важного периода сезона поддерживать стабильный уровень высоких результатов?

а) да, б) бывают колебания, в) нет.

6. Стабильна ли ваша техника?

а) да, б) бывают колебания, в) нет.

7. Сильно ли сбивают вас неожиданные помехи?

См.: Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц.Пуни. — М., 1977.

См.: Методики психодиагностики в спорте. — Указ. изд.

Источник

Психическая надежность спортсмена тест мильмана

Университетам, спортивным организациям и экспертам. Компаниям и корпорациям. Предлагаем партнерство для популяризации спортивного образования и повышения уровня квалификации спортивных профессионалов.

— Совместные образовательные программы
— Реферальные программы

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в течение 24 часов.

ПСИХИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ СПОРТСМЕНА

Надежность является одним из важнейших факторов деятельности человека и в спорте ей отводится особо важная роль — все больше внимания уделяется психологическим факторам и их влиянию на результат выступления на значимых соревнованиях. На ответственных соревнованиях при одинаковой физической, технической и тактической подготовленности побеждает спортсмен с более выраженной психической надежностью.

Спортивной деятельности характерны следующие экстремальные условия — интенсивный рост нагрузки, необходимость быстро принимать решения при дефиците времени, высокая ответственность за результат, высокая конкуренция как в своей команде, так и со спортсменами других команд. Чаще всего тренеры говорят о надежности технической и тактической, повышая ее увеличением количества тренировок, и это создает необходимый фундамент, способствующий повышению психической надежности. Но в определенных ситуациях, когда требуется больше самоконтроля, высокой концентрации внимания и уверенности в себе, технической и тактической подготовки бывает недостаточно.

В соревновательном процессе спортсмен сталкивается с теми психологическими факторами, которые отсутствуют на тренировках – это повышенный уровень ответственности за свой результат перед тренером и командой, высокая цена каждой ошибки, прессинг со стороны команды и зрителей, прошлый негативный опыт и т.д. Многие спортсмены не выдерживают такой прессинг и оказываются психически ненадежными. Тренеры стараются воспроизводить стресс-соревновательные условия на тренировках, максимально адаптируя тренировку под соревнования, вводя дополнительные стресс-факторы, например, в теннисе подача только с первой попытки, выполнение сложных действий на фоне усталости и т.д.

Психическая надежность представляет собой интегральное свойство личности, которое проявляется в готовности и устойчивости к деятельности в критических значимых ситуациях, таких как выступление на важных соревнованиях. Психическая надежность также зависит от некоторых ситуативных и кратковременных факторов, таких как тренированность и техническая подготовленность. Недостаток тренировок приводит к быстрому утомлению, и вследствие этого, спортсмену необходимо увеличение волевого усилия для того, чтобы поддерживать деятельность на стабильно высоком уровне. Это приводит к перенапряжению функциональных систем организма и к снижению продуктивности деятельности.

Стабильные технические навыки также оказывают влияние на психическое состояние, большое количество тактических и технических ошибок негативно влияют и на эмоциональную сферу некоторых спортсменов, вызывая сильные эмоциональные реакции, справиться с которыми спортсмен не в состояние. Выполнение многих технических приемов находится на грани возможностей и риск совершить ошибку велик, к тому же риск – это дополнительное психическое напряжение, отсутствующие в тренировочной деятельности.

Для определения психической надежности спортсмена психологами используется тест В.Е. Мильмана, дающий представление об основных компонентах надежности. В своем тесте В.Е. Мильман выделяет следующие компоненты, формирующие психологическую надежность: саморегуляция, эмоциональная соревновательная устойчивость, мотивационно-энергетический компонент, стабильность и помехоустойчивость.

Показатели саморегуляции – это параметры, позволяющие правильно оценивать и осознавать свое эмоциональное состояние, умение на него влиять и перестраиваться в ходе соревнований, а также умение настроить себя перед соревнованием, в перерывах, в умение планировать свои действия и изменять их в зависимости от обстоятельств.

Эмоциональная соревновательная устойчивость является одним из важнейших факторов, формирующих надежность спортсмена. Стрессоры влияют на результативность спортсмена именно через эмоциональную сферу личности. Проявляется это в интенсивности влияния предсоревновательного и соревновательного возбуждения на выступление, в умении быть эмоционально стабильным. Когда спортсмен не умеет контролировать свои эмоциональные реакции, они становятся нерациональными и неуправляемыми, вследствие чего возможно быстрое утомление и перегорание.

Мотивационная сфера включает в себя стремление к борьбе и результату, любовь к своему спорту, потребность стать в своем виде спорта лучшим, постановку адекватных целей и задач, эмоциональную заряженность. Успешность соревновательной деятельности зависит от интенсивности мотивов, от соотношения мотивации достижения успеха и избегания неудач.

Стабильность и помехоустойчивость выражаются в технической и тактической стабильности, устойчивости функционального состояния, способности противостоять воздействию различного рода проблем. Спортсмен стабильно выполняет свою программу, и различные внешние факторы, в том числе различные раздражители, не влияют на его уверенность в выступлении.

Использование теста В.Е. Мильмана позволяет узнать, какая сфера требует дополнительного внимания и работы.

Психологическая подготовка спортсмена ориентирована на повышение психической надежности и является важнейшей частью общей подготовки. Среди средств, направленных на повышение надежности спортсмена, в соревновательной деятельности спортивными психологами используются методы аутогенной, ментальной и идеомоторной тренировки; система осознанной саморегуляции; тренинги, направленные на повышение эмоционального интеллекта; индивидуальная работа со спортсменом по постановке целей и коррекции мотивационной направленности.

Источник

Диагностика устойчивости спортсменов к соревновательному стрессу по методике Мильмана

1. Соревновательная эмоциональная устойчивость. Проявляется как способность спортсмена к управлению своими эмоциональными состояниями в целях сохранения необходимого уровня работоспособности в условиях соревновательной борьбы, в адекватности эмоциональной оценки ситуации и соразмерности эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления.

2. Спортивная саморегуляция. Проявляется в способности и умении правильно оценивать свое состояние, влиять на него посредством самоприказов и других средств самовоздействия, в способности перестроить свое состояние в ходе соревнований, в способности к самоконтролю своих действий.

3. Стабильность и помехоустойчивость. Проявляется в устойчивости функционального состояния и двигательной сферы в условиях соревнований, характеризующихся наличием помех различного происхождения.

4. Спортивная мотивация. Отражает состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсмена на соревновании.

5. Стрессоры. Характеристика чувствительности спортсменов к стрессорам различного происхождения во время соревнований:

— внутренняя неопределенность (неуверенность в себе),

— внешняя неопределенность (неуверенность в оценке внешних условий спортивной борьбы),

— внутренняя значимость (боязнь травмы, поражения, подрывающего самооценку, падения),

Читайте также:  Доврачебная медико санитарная помощь

— внешняя значимость (удовлетворение стремления к успеху, особенности взаимоотношений).

Анкета спортсмена

Инструкция. Перед Вами вопросы, цель которых – выявить психологические особенности Вашей спортивной деятельности. При ответе на каждый вопрос выберите один из вариантов ответа («а», «б», «в», «г»)и подчеркните выбранный ответ на бланке. Старайтесь не задумываться над деталями, давайте обобщенные ответы, имея в виду Ваш соревновательный опыт последнего времени.

1. В каких случаях Вы успешнее выступаете в ответственных соревнованиях?

а) находясь в спокойном состоянии, не волнуясь;

б) находясь в состоянии повышенного возбуждения;

в) находясь в состоянии сильного возбуждения;

г) не могу сказать точно.

2. Сильно ли Вы волнуетесь на важных соревнованиях?

а) да, б) иногда, в) нет.

3. Вы обычно оцениваете степень своего волнения, других эмоциональных состояний во время соревнований?

а) обычно не задумываюсь над этим; б) иногда, в) нет.

4. Нравится ли Вам выступать в прикидках, в контрольных упражнениях на результат?

а) да, б) не могу сказать определенно, в) нет.

5. Можете ли Вы в течение наиболее важного периода сезона поддерживать стабильный уровень высоких результатов?

а) да, б) бывают отклонения, в) нет.

6. Стабильна ли Ваша техника?

А) да, б) бывают колебания, в) нет.

7. Сильно ли Вас сбивают неожиданные помехи?

а) да, б) иногда, в) нет.

8. Мешает ли Вам волнение выступить на соревнованиях наилучшим образом?

а) да, б) иногда, в) нет.

9. Вы полностью выкладываетесь на важных соревнованиях?

а) да, б) иногда, в) нет.

10. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки?

а) да, б) иногда, в) нет.

11. Сильно ли действуют на Вас неудачи?

а) да, сильно расстраивают; б) быстро забываются; в) не придаю большого значения.

12. В каких случаях Вы достигаете наилучшего результата?

а) при строгом сознательном контроле своих действий;

б) при автоматическом выполнении; в) нечто среднее.

13. Бывают ли у Вас во время ответственных соревнований необъяснимые ошибки, влияющие на результат?

а) да, б) иногда, в) нет.

14. Возникает ли у Вас при удачном течении спортивной борьбы чувство, что «дело сделано», скорее бы все заканчивалось?

а) да, б) иногда, в) нет.

15. Когда Вы обычно начинаете испытывать волнение перед ответственными соревнованиями?

а) за несколько дней до соревнований; б) накануне выступления;

в) непосредственно перед выступлением.

16. Трудно ли вам отключиться от мыслей о предстоящем выступлении на ответственном соревновании?

а) да, б) нет, в) могу отключиться, но ненадолго.

17. Проводите ли Вы специальную настройку перед выходом на старт?

(можно выбрать несколько вариантов ответа)

а) нет, б) стараюсь успокоиться, снять напряжение; в) стараюсь думать о чем-то приятном; г) сосредотачиваюсь на предстоящем выступлении; д) стараюсь активизироваться, поднять тонус; е) использую разминку в качестве психологической настройки; ж) стараюсь вызвать у себя спортивную злость; з) перебираю в уме тактические и технические приемы, моменты выступления.

18. Можете ли Вы, если считаете нужным, быстро переключиться с одного вида настройки на другой?

а) нет, б) обычно не испытываю в этом необходимости, в) да.

19. Можете ли вы в ходе спортивной борьбы при необходимости заставить себя быстро успокоиться?

1. Можете ли вы в ходе спортивной борьбы при необходимости заставить себя быстро успокоиться?

а) нет, б) не всегда, в) как правило могу.

20. Пользуетесь ли вы для этой цели самоприказами?

а) нет, б) обычно нет необходимости, в) да

21. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успеха в спорте?

а) да, б) этой проблемы не возникало, в) нет.

22. Какое Ваше отношение к соревнованиями?

а) соревнование — это трудный экзамен, б) это – удовольствие, в) и то, и другое.

Бывают у Вас неудачи в ответственных соревнованиях из-за следующих причин?

а) да б) иногда в) как правило, нет Г) нет
23. Колебания физического состояния, со­ стояния спортивной формы
24. Неустойчивость техники
25. Колебания в самочувствии, настроении
26. Невезение, колебания «спортивного счастья»
27. Неожиданности в условиях протекания соревнований
28. Тактические новинки соперника
29. Неожиданное выступление соперника
30. Необъективное судейство

Влияют ли следующие причины на Ваши выступления в ответственных соревнова­ниях?

а ) да, могут сковывать б ) да, заставляют дей­ствовать осторожнее в ) да, заставляют дей­ствовать активнее г)нет
31.Опасение получить травму
32. Боязнь поражения
33. Наличие «неудобного соперника»
34. Опасение, что не хватит сил до конца выступления
35. Опасение подвести команду
36. Опасение подвести тренера
37.Опасение за свой спортивный авторитет
38.Опасение, что неблагоприятный исход вызовет материальные (денежные) потери

39.Довольны ли Вы результатами, показанными в соревнованиях последнего года?

а ) да, вполне, б ) да, но могло быть и лучше, в) не очень, г) нет

40. Где Вы показывали свои лучшие результаты в последнем се­зоне?

а ) на тренировках, б ) на небольших соревнованиях, в ) на крупных соревнованиях

Бланк ответов

Фамилия, имя_____________ Дата____ Разряд_____ Спортивный стаж_____

ответы ответы ответы ответы
1 а б в г 11 а б в г 21 а б в г 31 а б в г
2 а б в г 12 а б в г 22 а б в г 32 а б в г
3 а б в г 13 а б в г 23 а б в г 33 а б в г
4 а б в г 14 а б в г 24 а б в г 34 а б в г
5 а б в г 15 а б в г 25 а б в г 35 а б в г
6 а б в г 16 а б в г 26 а б в г 36 а б в г
7 а б в г 17 а б в г 27 а б в г 37 а б в г
8 а б в г 18 а б в г 28 а б в г 38 а б в г
9 а б в г 19 а б в г 29 а б в г 39 а б в г
10 а б в г 20 а б в г 30 а б в г 40 а б в г

Обработка результатов

Ответы оцениваются в баллах в соответствии с приведенной ниже таблицей.

Таблица оценки ответов

№№ вопросов а б в №№ вопросов а б в
1 -1 1 1 12 1 -1
2 -2 1 13 -2 1
3 -2 -1 1 14 -2 1
4 1 -1 15 -2 -1 1
5 1 -2 16 -2 1
6 1 -2 17
7 -2 1 18 -2 1
8 -2 -1 1 19 -2 -1
9 1 -1 -2 20 -1 -1 1
10 1 -1 -2 21 1 -1 -2
11 1 -1 -2 22 -1 2

Ответы на вопросы о стрессорах (23-38) оценивается так:

А) Б) В) Г)
2 1 1

Вопросы 23,24,25 входят не только в стрессоры, но и в показатель «стабильность-помехоустойчивость», где оцениваются так:

А) Б) В) Г)
-2 1 1 2

Ответы на вопросы 17, 39 и 40 не оцениваются количественно, а подвергаются качественному анализу.

Находятся суммы баллов по каждому показателю в соответствии с ключом.

Ключ

Показатели №№ вопросов
1. Соревновательная эмоциональная устойчивость (СЭУ) 1, 2, 8, 13,14,15
2.Спортивная саморегуляция (СР) 3, 12, 16, 18, 19, 20
3.Соревновательная мотивация (СМ) 4, 9, 10, 11, 21, 22
4.Стабильность помехоустойчивость (СтП) 5, 6, 7, 23, 24, 25
5. Стрессоры:
-внутренней неопределенности 23 -26
-внешней неопределенности 27-30
-внутренней значимости 31-34
-внешней значимости 35- 38

Оценка результатов.

Значения показателей «Соревновательная эмоциональная устойчивость», «Соревновательная мотивация», «спортивная саморегуляция», «стабильность – помехоустойчивость» изменяются от – 11 до 7 баллов. Поведенческие проявления высоких и низких значений показателей приведены ниже. Показатели «стрессоры» изменяются от 0 до 8 баллов. Чем выше показатель, тем более спортсмен чувствителен к соответствующему стрессору.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1621 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник