Меню

А регулярных граждан и подлых людей

13.5.Сенат.

Сенат был создан в 1711г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра 1 в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя.

Указом 1711г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате. Все Указы были собственноручно подписаны всеми членами сената. В 1711г. формируется система фиксального надзора. Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались. Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов) и канцелярию.

1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.

В 1722г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во первых, был измене состав Сената: в него могли входить высшие сословия, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Сенат превращался в надведомтсвенный контрольный орган.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715г. была утверждена должность генерал-ревизора.

Указом “О должности Сената” этот орган получает право издавать собственные указы. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступавших с мест, назначение и выборы высших государственных чинов, принятие апелляции на судебное решение коллегии.

Реформа 1722г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, ставший над всем государственным аппаратом.

В 1699г. была учреждена Бургмистерская палата, или Гост ума. В своей работе, предпринималась улучшить дело поступления в казну налогов и выработать условие для промышленности и торговли в городах опиралась на систему местных органов.

Источник

Тесты по теме — История отечественного государства и права с ответами

Правильный ответ отмечен +

1.Тест. Источниками истории отечественного государства и права являются:

— источники самого права;

2. Систему государственного управления в Российской Федерации возглавляет:

Тест. 3. Главным методом истории отечественного государства и права является:

4. История отечественного государства и права изучает:

+ эволюцию отечественного государства и права на всех его стадиях развития;

— общую хронологию событий, произошедших на территории Российского государства;

— исключительно мнения историков-юристов о памятниках отечественного права.

5. Предметом истории государства и права России служит:

+ формирование и развитие институтов отечественного права и государственности;

— комплекс приемов, при помощи которых изучается история права и государства России;

— цитирование памятников отечественного права.

6. Периодизация истории государства и права России:

+ не включает время до IX века;

— делится на досоветский и постсоветский период;

— не имеет значения для изучения дисциплины.

7. Период истории государства и права России, в который развивается абсолютная монархия:

+ вторая половина XVII – XVIII века;

— вторая половина XIX – начало XX века;

— XIV – середина XVI века.

8. Самой крупной административной единицей Древней Руси являлась:

9. Зависимым сословием в Древней Руси были:

10 — тест. Центральным источником права Киевской Руси является:

11. Судьбьница в Древнерусском государстве – это:

+ помещение, где осуществлялось правосудие;

— состав церковного суда;

12. Отделение понятия государства от личности государя окончательно произошло при:

— Иване IV Грозном;

13. Завоевание Руси Золотой Ордой произошло в:

+ первой половине XIII века;

— второй половине XIII века;

— первой половине XII века.

14. Какое княжество заняло лидирующее политическое положение во времена Золотой Орды?

15. Первый Земский Собор был созван в:

16. Впервые понятие умышленной и неосторожной вины стало употребляться в:

+ Соборном Уложении 1649 года;

— Судебнике 1550 года.

17. Сенат, учрежденный Петром I, формировался из:

+ приближенных царя, имевших заслуги в реформистской деятельности;

— бояр, ранее входивших в Боярскую Думу.

18. В каком году была учреждена профессиональная полиция, основной целью которой стала борьба с преступностью?

19. За вырубку какого дерева при Петре I была введена смертная казнь?

20. Совещательным органом, который создала Екатерина I и который подчинил все госструктуры, стал:

Читайте также:  5 Неденежные факторы инфляции определяются

+ Верховный Тайный Совет;

— Кабинет Ее Величества.

21. Высшей кассационной инстанцией во времена Екатерины II являлся:

— Верхний земский суд;

22. Окончательный переход дворянства из служилого сословия в привилегированное произошел при:

23. В каком году Екатерина II провела секуляризацию церковных земель?

24. Первые попытки сделать из России конституционную монархию были предприняты:

25. Чем созданные в 1802 году министерства отличались от прежних коллегий, образованных еще при Петре I?

+ Тем, что теперь министры несли персональную ответственность за состояние дел в своем ведомстве;

— Отсутствием четко разделенных функций каждого из них.

26. Какой орган обеспечивал государственную безопасность в XVIII веке?

— Министерство внутренних дел;

27. Что являлось главной причиной окончательной отмены крепостного права в 1861 году?

+ Крепостное право сдерживало рост экономики страны, так как у подневольных крестьян не было стимула повышать эффективность своего труда;

— Государство обнаружило, что крепостное право идет вразрез с христианским учением;

28. Результатом систематизации законодательства Сперанским М.М. не является:

— Полное собрание законов Российской империи.

29. Единственной формой брака в XIX веке являлся брак:

— на основе договора.

30. Согласно Уложению о наказаниях 1845 года к исправительным наказаниям относилось:

+ заключение в тюрьму;

— ссылка на Кавказ.

31. В результате судебной реформы 1864 года появились:

+ оба ответа верные;

32. В соответствие с Уставом воинской повинности, утвержденным в 1874 году:

+ срок воинской службы на флоте стал составлять 6 лет;

— мужчины, которые получили к моменту призыва высшее образование, служили 1 год;

— зачисление в запас лиц, которые отслужили основной срок в сухопутных войсках, осуществлялось на 10 лет.

33. Какое сословие не было собственным результатом развития капитализма в России?

34. Какой законосовещательный орган страны был учрежден в 1905 году?

— Совет объединенного дворянства;

— Советы рабочих депутатов.

35. Главный итог февральской Революции 1917 года:

+ падение самодержавия в России;

— экономический рост в стране;

— ликвидация дворянства как сословия.

36. После Революции в октябре 1917 года и создании советского государства роль правительства, которое осуществляло общее управление в стране, была возложена на:

+ Совет народных комиссаров;

— Всероссийский съезд советов;

— Всероссийский центральный исполнительный комитет.

37. Дальневосточная республика была создана в:

38. Какое изменение в области трудового права не было введено в 1917 году после Революции?

+ Длительность рабочего дня для не достигших 18-летия лиц устанавливалась не более 5 часов;

— Запрещалось нанимать на работу детей младше 14 лет;

— Оплата сверхурочных работ становилась двукратной.

39. Основным направлением политики в сфере сельского хозяйства в 1927-1930 гг. стало:

— новая налоговая система;

40. Какой из указанных специалистов считался наименее престижным в эпоху сталинизма?

41. В годы Великой Отечественной войны распространение ложных слухов являлось:

— правонарушением не считалось.

42. Закон об арбитраже, который был призван разрешать споры, возникшие между государственными предприятиями, был принят во времена:

43. Кто играл преимущественную роль в определении политики государства согласно Конституции 1977 года?

— Верховный совет СССР.

44. Референдум о принятии действующей Конституции РФ был проведен:

Источник



А) регулярных граждан и «подлых» людей.

б) постоянных граждан и приезжих;

в) иностранных граждан и лиц без гражданства;

г) постоянных граждан и временных.

152.Правящим классом в эпоху абсолютизма было:

а) несколько людей, входящих в состав Боярской думы, решающие вопросы постройки новых церквей;

б) орган государственного отраслевого управления церковными делами;

в) орган, занимавшийся доказательством вины человека, подозреваемого в совершении преступления против церкви;

г) сословно-представительный орган XVIII в.

154.В XVIII в. законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы. Экономическая консолидация дворянства была завершена принятием:

Читайте также:  Краш тест ОКА Лада Приора и Гранта

а) «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г.);

б) Указа о единонаследии (1714);

в) «Жалованной грамоты крестьянству» (1714 г.);

г) Манифеста «О вольности дворянской» (1762 г.).

155.Логическим продолжением Указа о единонаследии:

а) стала «Табель о рангах» (1722 г.);

б) стало реформирование высших органов власти в 1699-1710 гг.;

в) стала ликвидация прежних центральных органов власти;

г) стала церковная реформа.

156.Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять:

в) на пять этапов;

г) на четыре этапа.

157.Первый этап реформ (1699-1710 гг.) характеризуется:

а) ликвидацией прежних центральных органов власти;

б) созданием Сената, проведением военной реформы;

в) частичным преобразованием в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военной реформой;

г) проведением второй областной реформы.

158.Второй этап реформ (1710-1719 гг.) характеризуется:

а) проведением первой областной реформы, военной реформы, частичным преобразованием в системе высших государственных органов;

б) ликвидацией прежних центральных органов власти и управления, созданием новой столицы (1720 г.), Сената, проведением первой областной реформы;

в) проведением второй областной реформы;

г) образованием новых органов отраслевого управления (коллегий).

159.Третий этап реформы (1719-1725 гг.) характеризуется:

а) проведением первой областной реформы, образованием новых органов отраслевого управления для коллегий, реформой церковного управления, военной реформой;

б) образованием новых органов отраслевого управления для коллегий, проведением второй областной реформы, реформы церковного управления, созданием правовой основы для всех учреждений и нового прохождения службы, финансово-налоговой реформы;

в) ликвидацией прежних центральных органов власти;

г) созданием Сената, проведением первой областной реформы.

160.В 1711 г. был образован Сенат, состоящий из:

а) присутствия и ближней канцелярии;

б) коллегии министерств;

в) присутствия и канцелярии;

г) президиума и канцелярии.

161.Круг вопросов, которые рассматривал Сенат в XVIII:

а) назначение чиновников всех уровней власти;

б) только дела, поступившие с мест;

в) анализ материалов, представленных царю, рассмотрение дел, поступивших с мест, выборы высших государственных чиновников;

г) систематизация судебной практики.

162.К компетенции Сената в XVIII в. относилась деятельность:

а) только организационно-судебная и судебная;

б) только судебная, финансовая и налоговая;

в) судебная и организационно-судебная, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия;

163.В 1718 г. был принят реестр коллегий:

а) только Иностранных дел, Юстиции; Военной и Адмиралтейской;

б) только Иностранных дел и Юстиции;

в) Иностранных дел, Юстиции, Ревизионной, Военной, Адмиралтейской, Коммерц, Штатс-конторы, Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии;

г) Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии.

164.Централизация государственного аппарата в XVIII в. требовала создания контрольных органов:

в) прокуратуры и фискалитета;

165.Фискалам в XVIII в. вменялось в обязанность:

а) определять нормы и правила работы учреждений;

б) доносить о тяжких преступлениях — государственных и должностных, нарушениях законности в учреждениях;

в) доносить о тяжких государственных преступлениях, не рассматривая должностных и гражданских дел;

г) осуществлять поиск преступников.

166.Военная реформа – звено важнейших государственных преобразований в цепи реформ 18 века. Для руководства нового строя создали:

а) Иноземский приказ;

б) Рейтарский приказ;

в) Разрядный приказ и Приказ военных дел;

г) Пушкарский приказ.

167.Верховным главнокомандующим, формирующим полки и т.д. в XVIII в., являлся царь, а управление армией осуществлялось:

Источник

Изменение характера верховной власти при Петре I. Новая идеология монархии

Эпоха Петра Великого, изменив исторические судьбы России, принесла качественно новое понимание власти государя и системы государственного управления в целом. Сама фигура Петра I вызывает весьма противоречивые оценки: от провозглашения его как величайшего преобразователя России, открывшего новые исторические перспективы, до восприятия его как деятеля, свернувшего Россию с ее органического исторического пути, лишившего ее национального своеобразия и исконно русских основ.

В допетровской Руси основу идеологии власти составляли византийские воззрения. Церковь была посредницей между Богом и властью. На различных этапах истории Московского царства взаимоотношения между властью и церковью строились, несмотря на все сложности, на идее богоустановленности власти государя. Живые традиции значительной, а порой решающей роли боярства влияли на характер власти государя. В этом плане Петром I был сделан решительный поворот к новым идеям в русле тогдашних государственно-правовых западноевропейских традиций и понятий естественного права:

Читайте также:  Тест ИХА 5 Мульти Фактор 5 наркот набор Фактор Мед

1. Законодательно новый принцип абсолютной власти монархабыл закреплен в «Артикуле воинском с кратким толкованием» (1716, марта, 30). Петр I лично принимал самое непосредственное участие в его составлении и придавал ему значение общегосударственного закона, распространявшегося и на гражданскую сферу. Определение существа верховной власти было взято целиком из шведского права, составленного шведским Ригсдагом в 1693 г.: «Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воли и благонамерению управлять».

Несколько позднее в Духовном Регламенте (1721 г.) подчеркивалось: «Монархов власть есть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает». Петровское понимание исходило из рационалистического ее основания. Основной идеолог петровского правления Феофан Прокопович в трактате «Правда Воли Монаршей», излагая по поручению Петра теоретические основы монархии, утверждал, что российские подданные должны были вначале заключить договор между собой, а затем народ «волей своей отрекся и отдал ее монарху». Другими словами, обосновывается идея о договоре как источнике абсолютизма, который, утвердившись в лице государя, может законом повелеть своему народу не только все, что относится к его пользе, но и все то, что считает нужным монарх. Особо следует подчеркнуть, что такое толкование русской монархической власти вошло в полное собрание законов Российской империи.

2. Абсолютизм Петра I трактовался как владычество разума, олицетворенного монархом, являвшимся, по собственному выражению Петра I, «первым слугой» на службе государства и его верховным полновластным неограниченным распорядителем.

Государство – Бог – это своеобразная «религия» Петра I. Отсюда его раздражение от старомосковских традиций и обычаев, косности и отсталости, которые препятствуют в достижении этих целей. Стремление к полному демонстративному разрыву с прежними представлениями о власти своеобразно реализуется в преобразованиях культуры и быта, вмешательстве во все стороны жизни общества и частной жизни.

3. Для петровской концепции власти основополагающее значение имела идея регулярного государства.

Регламентация всех сторон государственной жизни, устройства и функций государственных учреждений, полномочий и обязанностей, всеобщего и всепроникающего контроля составляли существо новой государственности, по мысли Петра I. Можно говорить о недостижимости подобного идеала государства, но для Петра это были определяющие принципы.

Задачи всеобщей регламентации охватывали все сферы государственного управления и воплощались в бесчисленных указах монарха.

4. Принципиально новым для русской идеологии власти стал взгляд Петра I на церковь как на подчиненную государству силу, в чем видится прямое влияние протестантизма с его принципом «чья земля, того и вера». Эти идеи были воплощены в принципе «Духовного Регламента»: монарх есть «крайний судья» бывшего церковного управления.

Основные черты преобразований управления в эпоху Петра I связаны с качественным усилением верховной власти и установлением абсолютизма, что привело к рождению империи. Титанические усилия Петра I, начиная с жесточайшей казни стрельцов (царь лично рубил головы), увенчались принятием титула Императора и Отца Отечества.

Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования.

В 1722 г. издается “Указ о наследии престола“, утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола.

Произошел разрыв с принципом божественной благодати, нисходящей на монарха, ее сменила воля императора.

Источник