Меню

2 1 3 Сокращенный вариант личностного опросника Р Кэттелла 13PF



Опросник Кеттелла: методика проведения тестов и их интерпретация

Опросник Кеттелла

Как следует из названия теста, этот опросник был создан группой психологов, работавших под началом Кеттелла, и является на сегодняшний день одним из наиболее популярных в России и зарубежных странах. Его задача состоит в том, чтобы оценить личностные особенности человека, а именно индивидуально-психологические черты характера. Отличие этого теста от других заключается в следующем: он помогает выявить или признать отсутствие в характере тестируемого шестнадцати факторов, которые являются относительно независимыми друг от друга и достаточно полно описывают личность.

  • Описание методики Кеттелла
  • Теоретические основы методики Кеттелла
    • Этапы разработки методики опросника
  • Процедура проведения теста
    • Примерная инструкция
    • Обработка полученных результатов
  • Интерпретация результатов опросника Кеттелла
    • Первичные факторы
    • Вторичные факторы
    • Интерпретация сочетаний факторов

Описание методики Кеттелла

Интерпретация данных

В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:

  • Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
  • Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
  • подростковый опросник на четырнадцать факторов;
  • детский тест на двенадцать факторов;
  • сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.

Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:

  • специальные,
  • сокращённые,
  • упрощённые.

Теоретические основы методики Кеттелла

Тест Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

Характеристики личности

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Исходя из этого, Кеттелл сделал логический вывод: необходимо заняться исследованием Q-данных, что привело к появлению других, более поздних по времени, форм опросника.

Процедура проведения теста

Процедура проведения опроса

Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут.

Примерная инструкция

Шестнадцатифакторный опросник

С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.

Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:

  • вам нужно давать естественные ответы, те, которые молниеносно пришли вам на ум и не тратить время на размышления;
  • желательно давать как можно меньше ответов со средним значением или «не знаю»;
  • нельзя пропускать вопросы, если ни один из вариантов предложенных ответов не относится к вам. В таком случае нужно выбрать максимально близкий вам вариант. Если вопросы кажутся чересчур навязчивыми и вторгающимися в ваше личное пространство, учтите, что расшифровать результаты без применения ключа невозможно;
  • от вас требуется полная честность. При прохождении теста не думайте о том, какое впечатление вы производите и как, по вашему мнению, необходимо отвечать на вопросы, чтобы показать себя с выгодной стороны перед экспериментатором.

Обработка полученных результатов

Обработка данных

Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.

Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов — регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.

Фотография Риммы Ивановны

Казанцева Римма Ивановна

Источник

Методика тест кеттелла сокращенный вариант

Виталий (221 дн. назад)

0685282647 прошу позвонить

Здравствуйте, какая цена?

Людмила Федосова (1 г. назад)

В четверг, 12.12.19., с 10:00 до 13:00 в МАУПе, корпус 23, кабинет 31. 300 грн занятие. Вопросы и[. ]

Методика многофакторного исследования личности Кэттелла

Содержание

Описание методики

Опросник Кэттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Читайте также:  Тест Дикие и домашние животные

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Обработка результатов

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Ключ к методике Кэттелла (форма A)

Ключ к методике Кэттелла (форма C)

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.

Таблицы перевода сырых баллов в стены (форма А)

Таблица перевода сырых баллов в стены (форма С)

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность (F1).

F1 = frac<<(38 + 2L + 3O + 4Q_4) data-lazy-src=

Интерпретация результатов

Описание первичных факторов

Описание вторичных факторов

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Интерпретация сочетаний первичных факторов

При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.

Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

  • А – общительность
  • Н – смелость
  • Е – доминантность
  • L – подозрительность
  • N – дипломатичность
  • Q2 – самостоятельность.

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

  • В – интеллектуальность
  • М – мечтательность
  • N – дипломатичность
  • Q1 – восприимчивость к новому.

В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

  • С – эмоциональная устойчивость
  • F – беспечность
  • H – смелость в социальных контактах
  • I – эмоциональная чувствительность
  • O – тревожность
  • Q4 – напряженность

В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

  • Q3 – самодисциплина
  • G – моральная нормативность

Источник

Методика тест кеттелла сокращенный вариант

Виталий (221 дн. назад)

0685282647 прошу позвонить

Здравствуйте, какая цена?

Людмила Федосова (1 г. назад)

В четверг, 12.12.19., с 10:00 до 13:00 в МАУПе, корпус 23, кабинет 31. 300 грн занятие. Вопросы и[. ]

Методика многофакторного исследования личности Кэттелла

Содержание

Описание методики

Опросник Кэттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Обработка результатов

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Ключ к методике Кэттелла (форма A)

Ключ к методике Кэттелла (форма C)

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.

Таблицы перевода сырых баллов в стены (форма А)

Таблица перевода сырых баллов в стены (форма С)

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Читайте также:  Неврологические шкалы и тесты

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность (F1).

F1 = frac<<(38 + 2L + 3O + 4Q_4) data-lazy-src=

Интерпретация результатов

Описание первичных факторов

Описание вторичных факторов

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Интерпретация сочетаний первичных факторов

При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.

Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

  • А – общительность
  • Н – смелость
  • Е – доминантность
  • L – подозрительность
  • N – дипломатичность
  • Q2 – самостоятельность.

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

  • В – интеллектуальность
  • М – мечтательность
  • N – дипломатичность
  • Q1 – восприимчивость к новому.

В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

  • С – эмоциональная устойчивость
  • F – беспечность
  • H – смелость в социальных контактах
  • I – эмоциональная чувствительность
  • O – тревожность
  • Q4 – напряженность

В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

  • Q3 – самодисциплина
  • G – моральная нормативность

Источник

2.1.3. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттелла 13PF

Инструкция по проведению тестирования

Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттелла 13PF состоит из 79 вопросов. Тестирование проводится с целью определения особенностей вашего характера. Вам предлагается ответить на все 79 вопросов, не пропуская ни одного из них. Ваш ответ заключается в выборе одной из трех альтернатив (а, b, с). Свой выбор фиксируйте в бланке для ответов, который приведен в конце опросника. В бланке соответствующую альтернативу к тому или иному вопросу обведите, например, в кружок. При выборе ответов долго не задумывайтесь. Желательно, чтобы неопределенных ответов (альтернатив «b») у вас было как можно меньше. Это позволит точнее определить особенности вашего характера.

Тест сокращенного варианта опросника 13PF

1. Если бы я сказал, что небо находится внизу, а зимой жарко, я должен был бы назвать преступника:

2. Когда я ложусь спать, я:

a) засыпаю быстро

b) нечто среднее

c) засыпаю с трудом

3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы:

a) пропустить вперед большинство машин

c) обогнать все идущие впереди машины

4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

b) трудно сказать

5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:

6. Я скорее бы занимался:

a) фехтованием и танцами

b) затрудняюсь сказать

c) борьбой и баскетболом

7. Меня забавляет одно обстоятельство: то, что делают люди, совсем непохоже на то, что они потом рассказывают об этом:

8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и не обижаюсь:

9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

10. Мне больше нравятся новые способы выполнения какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:

11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбудимый, чем большинство людей:

c) неверно сказать

13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

14. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный», — это:

15. У меня всегда хватает энергии, когда это мне необходимо:

b) трудно сказать

16. Меня больше всего раздражают люди, которые:

a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

b) затрудняюсь ответить

c) создают для меня неудобства, опаздывая на условленную встречу

a) не все надо делать одинаково тщательно

b) затрудняюсь ответить

c) любую работу надо выполнять тщательно, если вы за нее взялись

18. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

19. Мои друзья чаще:

a) советуются со мной

b) делают то и другое поровну

c) дают мне советы

20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

c) неверно ответить

22. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

23. Если бы я одинаково умел и то и другое, то я бы предпочел:

a) играть в шахматы

b) трудно сказать

c) играть в городки

24. Мне нравятся общительные компанейские люди:

25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

b) трудно сказать

26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо:

27. Какое слово не связано с другими словами:

28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

a) раздражает меня

b) нечто среднее

c) не беспокоит меня совершенно

29. Если бы у меня было много денег, то я:

a) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти

c) жил бы, не стесняя себя ни в чем

30. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:

31. Мне говорили, что ребенком я был:

a) спокойным и мог оставаться один

c) живым и подвижным

32. Мне понравилась бы повседневная практическая работа с различными установками и машинами:

а) да о) не знаю с) нет

33. Я думаю, что большинство свидетелей говорит правду, даже если это нелегко для них:

b) трудно сказать

34. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

36. В музыке я наслаждаюсь:

a) маршами в исполнении военных оркестров

c) скрипичными соло

37. Я бы скорее предпочел провести летний месяц:

a) в деревне с одним или двумя друзьями

b) затрудняюсь сказать

c) возглавляя группу в туристическом лагере

38. Усилия, затраченные на составление планов:

a) никогда не лишние

b) трудно сказать

c) не стоят этого

39. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

40. Дом так относится к комнате, как дерево к:

41. То, что я делаю, у меня не получается:

42. В большинстве дел я:

a) предпочитаю рискнуть

c) предпочитаю действовать наверняка

43. Мне больше нравится человек:

a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

b) трудно сказать

c) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

44. Я принимаю решения:

a) быстрее, чем большинство людей

c) медленнее, чем другие люди

45. На меня большое впечатление производят:

a) мастерство и изящество

b) трудно сказать

46. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

b) нечто среднее

47. Я предпочитаю:

a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

b) затрудняюсь сказать

c) советоваться с друзьями

48. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

49. В школьные годы я больше всего получил знаний:

b) трудно сказать

50. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

51. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

a) заняться другим вопросом

b) затрудняюсь ответить

c) еще раз попытаться решить этот вопрос

52. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. п., казалось бы, без всякой причины:

53. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд — 1, 2, 3, 6, 5, будет: а) 10

54. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

55. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

56. На вечеринке мне нравится:

a) принимать участие в интересной работе

b) затрудняюсь ответить

c) смотреть, как отдыхают люди, и просто отдыхать самому

57. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

58. Если бы мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться:

59. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

60. Если люди думают обо мне плохо, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

b) трудно сказать

61. Если я вижу, что старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

a) сразу же думаю, что у него плохое настроение

c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

62. Все несчастья происходят из-за людей:

a) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов

c) которые отвергают новые, многообещающие предложения

63. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Тест — методика многофакторного исследования личности Кеттела

Тест — методика многофакторного исследования личности Кеттела
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Тест методика многофакторного исследования личности Кеттела создавалась типично по-американски: масштабы, время и средства на это были затрачены огромные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающие состояния человека. По ним выявили основные качества личности и сформулировали вопросы, описывающие психические состояния. На сегодняшний день метод устоялся в рамках 16 факторов.

Опросник Кеттела содержит 187 вопросов. На них необходимо ответить: «да», «нет», «не знаю». Обработку данных производят с помощью «ключа». Полученное значение переводят в стены. 3атем строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. Показателям в первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивают знак «-», а во второй половине (от 5,5 до 10) — знак «+». При интерпретации уделяют внимание самым высоким и самым низким показателям.
Тест исследует интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые способности, а также тревожность, интроверсию (экстраверсию), чувствительность.
Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений. Испытуемому нужно брать один из трех вариантов ответа, указав букву а, в, или с.

Тест Keттeлa (сокращенный вариант)
Бланк

1

2

3

4

5

6

7

Итог

Ср. значение

Пояснения

Вопросы
1. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом;
в) святым;
с) тучей.
2. Когда я ложусь спать, я:
а) засыпаю быстро;
в) нечто среднее;
с) засыпаю с трудом.
3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы:
а) пропустить вперед большинство машин;
в) не знаю;
с) обогнать все идущие впереди машины.
4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
а) верно;
в) трудно сказать;
с) неверно.
5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:
а) верно;
в) иногда;
с) нет.
6. Я скорее занимался бы:
а) фехтованием и танцами;
в) затрудняюсь сказать;
с) борьбой и баскетболом.
7. Меня забавляет, что- то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:
а) да;
в) не знаю;
с) нет.
9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.
10. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-то работы, чем придерживаться испытанных приемов:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.
11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
а) верно;
в) иногда;
с) нет.
12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем большинство людей:
а) верно;
в) затрудняюсь сказать;
с) неверно.
13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.

Конец 1-го столбца.

14. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» – это:
а) небрежный;
в) приблизительный;
с) тщательный.
15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
а) да;
в) трудно сказать;
с) нет.
16. Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;
в) затрудняюсь ответить;
с) создают неудобства для меня, опаздывая на установленную встречу.
17. Я думаю, что:
а) не все надо делать одинаково тщательно;
в) затрудняюсь сказать;
с) любую работу надо выполнять тщательно, если вы за нее взялись.
18. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
а) да;
в) возможно;
с) нет.
19. Мои друзья чаще:
а) советуются со мной;
в) делают то и другое поровну;
с) дают мне советы.
20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
а) верно;
в) затрудняюсь ответить;
с) неверно.
22. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
а) да;
в) не знаю;
с) нет.
23. Если бы я одинаково хорошо умел то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы;
в) трудно сказать;
с) играть в городки.
24. Мне нравятся общительные компанейские люди:
а) да;
в) не знаю;
с) нет.
25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
а) да;
в) трудно сказать;
с) нет.
26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо:
а) да;
в) иногда;
с) нет.

Конец 2-го столбца.

27. Какое слово не связано с другими:
а) «кошка»;
в) «близкое»;
с) «солнце»?
28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня:
в) нечто среднее;
с) не беспокоит меня совершенно.
29. Если бы у меня было много денег, то я:
а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти;
в) не знаю;
с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.
30. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
31. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и мог оставаться один;
в) не знаю;
с) живым и подвижным.
32. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
а) да;
в) не знаю;
с) нет.
33. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
а) да;
в) трудно сказать;
с) нет.
34. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
а) верно;
в) не знаю;
в) неверно.
35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.
36. В музыке, я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении военных оркестров;
в) не знаю;
с) скрипичными соло.
37. Я бы скорее предпочел провести летний месяц:
а) в деревне с одним или двумя друзьями;
в) затрудняюсь сказать;
с) возглавляя группу в туристическом лагере.
38. Усилия, затраченные на составление планов:
a) никогда не лишние;
в) трудно сказать;
с) не стоят этого.
39. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают меня и не огорчают:
а) неверно;
в) не знаю;
с) неверно.

Конец 3-го столбца.

40. Дом так относится к комнате, как дерево к:
а) к лесу;
в) растению;
с) листу.
41. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко;
в) иногда;
с) часто.
42. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть;
в) не знаю;
с) предпочитаю действовать наверняка.
43. Мне больше нравится человек:
а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;
в) трудно сказать;
с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.
44. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем большинство людей;
в) не знаю;
с) медленнее, чем другие люди.
45. На меня большое впечатление производят:
а) мастерство и изящество;
в) трудно сказать;
с) сила и мощь.
46. Я считаю, что я – человек, склонный к сотрудничеству:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.
47. Я предпочитаю:
а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;
в) затрудняюсь сказать;
с) советоваться с друзьями.
48. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.
49. В школьные годы я больше всего получил знаний:
а) на уроках;
в) трудно сказать;
с) читая книги.
50. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
а) верно;
в) иногда;
с) неверно.
51. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другим вопросом;
в) затрудняюсь ответить;
с) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.
52. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д., казалось бы, без видимой причины:
а) да;
в) иногда;
с) нет.

Конец 4-го столбца.

53. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 5, 6 будет:
а) 10;
в) 5;
с) 7.

54. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
а) да;
в) иногда или не знаю;
с) нет.
55. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
56. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в интересной работе;
в) затрудняюсь ответить;
с) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому.
57. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
58. Если бы смог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться:
а) с Колумбом;
в) не знаю;
с) с Пушкиным.
59. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
60. Если люди думают обо мне плохо, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
а) да;
в) трудно сказать;
с) нет.
61. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю, что у него плохое настроение;
в) не знаю;
с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
62. Все несчастья происходят из-за людей:
а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов;
в) не знаю;
с) которые отметают новые, многообещающие предложения.

63. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
64. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной:
а) верно;
в) иногда;
с) нет.
65. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.

Конец 5-го столбца.

66. Если стрелки часов встречаются ровно через 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы:
а) отстают;
в) идут правильно;
с) спешат.
67. Мне бывает скучно:
а) часто;
в) иногда;
с) редко.
68. Люди говорят, что мне нравится делать все своими оригинальными способами:
а) верно;
в) иногда;
с) нет.
69. Дома, в свободное время, я:
а) болтаю и отдыхаю;
в) затрудняюсь ответить;
с) занимаюсь интересующими меня делами.
70. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
71. Я считаю, что-то, что люди говорят стихами, можно точно так же выразить прозой:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
72. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
а) да, в большинстве случаев;
в) иногда;
с) нет, редко.
73. Я думаю, что было бы интереснее быть:
а) натуралистом, работать с растениями;
в) не знаю;
с) страховым агентом.
74. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, некоторым животным:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
75. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
а) да,
в) трудно сказать;
с) нет.
76. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде или иметь партнера;
в) не знаю;
с) где каждый играет сам за себя.
77. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
а) да;
в) иногда;
с) нет
78. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:
а) да;
в) иногда;
с) нет.

Конец 6-го столбца.

79. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
а) двоюродным братом;
в) племянником;
с) дядей.

Источник