Меню

19 Многовариантность общественного развития типы обществ

Многовариантность общественного развития типы обществ тест егэ

Лариса Федосеенкова

1. Какой признак характеризует индустриальное общество?
1) низкая социальная мобильность
2) глобализация экономики
3) сословный тип стратификации
4) зарождение массовой культуры

2. Характерной чертой постиндустриального общества является:
1) расширение промышленного производства
2) замедление темпов развития
3) создание массовой культуры
4) использование компьютерных технологий

3. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:
1) низкой социальной мобильностью
2) преимущественным развитием промышленности
3) сословным типом социальной стратификации
4) связью всех сфер жизни общества

4. Традиционное общество в отличие от индустриального:
1) имеет классовую стратификацию
2) является открытым
3) базируется на религиозном мировоззрении
4) поддерживает науку как социальный институт

5. Что является отличительной чертой индустриального общества?
1) приоритет ценностей коллективизма
2) превращение науки в общественный институт
3) низкая социальная мобильность
4) широкое использование компьютерных технологий

6. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:
1) модернизации
2) глобализации
3) демократизации
4) информатизации

7. Сколько благ человек потребляет столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества:
1) индустриального
2) массового
3) традиционного
4) информационного

8. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для:
1) традиционного общества
2) индустриальной цивилизации
3) аграрной цивилизации
4) феодального общества

9. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества:
1) индустриального
2) массового
3) традиционного
4) информационного

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
1) формированием рыночной экономики
2) ограничением социальной мобильности
3) развитием средств массовой коммуникации
4) организацией фабричного производства

11. Верны ли следующие суждения?
А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.
Б. Разновидность социальных революций — революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?
А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.
Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.
1) большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг
2) в управлении широко применяются электронные технологии
3) в сознании людей доминируют коллективистские ценности
4) в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины
5) общество отличается низким уровнем социальной мобильности
6) динамичность общественных перемен.

Источник

19 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация

1. Реформы, их виды и направления.

1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

  • Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
  • Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)

1.3. Направления реформ

  • Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
  • Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
  • Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Читайте также:  Нужно ли делать повторный анализ при отрицательном тесте на коронавирус

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

2. Революции и их виды.

2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

2.2. Виды революций:

  • Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
  • Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)


3. Инновации.
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


4. Модернизация.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

  • «первичная» модернизация (развития западного капитализма).
  • «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.


II. Классификации (типологии) обществ

1. Различные классификации обществ

Критерий

Типы обществ

Число уровней управления обществом и степень его дифференциации

Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)

Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)

Развитые, развивающиеся, отсталые общества

  • первобытное общество,

2. Формационный и цивилизационный подходы

Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой


Надстройка
— это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него


Базис
— это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду


Производственные отношения
– отношения людей, складывающиеся в процессе производства


Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса.
Он же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.

3. Традиционное, индустриальное, информационное общество

Источник



Тема 6. Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития – реформа и революция – противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией (от англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Читайте также:  Как проводят УЗИ на маленьком сроке

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser – современный) – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

5)

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis – гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:

– как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);

– как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

– как синоним культуры (например, А. Тойнби);

– как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889–1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – западную и восточную.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация – на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Читайте также:  Все ждут когда выйдут новые мультфильмы Pixar а ведь было время когда и студии такой не было Редакция Как

Образец задания

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Источник

Тест с ответами: “Многовариантность общественного развития”

1. Один из признаков, характеризующий традиционное общество:
а) в сознании людей доминируют коллективистские ценности +
б) большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг
в) в управлении широко применяются электронные технологии

2. Один из признаков, характеризующий традиционное общество:
а) динамичность общественных перемен
б) общество отличается низким уровнем социальной мобильности +
в) большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг

3. Один из признаков, характеризующий традиционное общество:
а) динамичность общественных перемен
б) в управлении широко применяются электронные технологии
в) в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины +

4. Многовариантность развития общества влечет за собой:
а) своеобразие истории каждого государства +
б) угнетение слабых государств
в) обособление государств

5. Революция:
а) государственная мера
б) медленные преобразования
в) резкое изменение общественного устройства +

6. Реформа:
а) преобразование во всех сферах одновременно
б) преобразование в одной сфере +
в) коренной перелом

7. Один из видов прогресса:
а) упадок экономики
б) застой в обществе
в) реформа +

8. Один из видов прогресса:
а) кратковременная революция +
б) упадок экономики
в) ниспадающий тип развития общества

9. Один из видов прогресса:
а) ниспадающий тип развития общества
б) застой в обществе
в) долговременная революция +

10. Как называется переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным:
а) общественный регресс
б) общественный прогресс +
в) диалектика

11. Главной прогрессивной силой общества марксизм считал:
а) рабочий класс +
б) крестьянство
в) интеллигенцию

12. Либерализм считает необходимой составной частью прогресса:
а) развитие производительных сил и производственных отношений
б) всеобщую конкуренцию +
в) приверженность традициям

13. Необходимо установить соответствие между философом и высказанным им критерием прогресса:
Гегель:
а) сознание свободы +
б) развитие разума
в) постепенное приближение к правовому устройству

14. Социальный прогресс:
а) характерный процесс для прошлого
б) быстрый процесс
в) длительный процесс +

15. Неодинаковое развитие общества выражается в сосуществовании:
а) развитых и отсталых стран +
б) стран с разным общественным строем
в) крупных и мелких государств

16. Необходимо установить соответствие между философом и высказанным им критерием прогресса:
Сен-Симон:
а) сознание свободы
б) нравственный критерий +
в) развитие разума

17. Что марксизм считает одним из объективным критерием общественного прогресса:
а) положение человека в обществе
б) уровень удовлетворения потребностей людей
в) развитие производственных отношений +

18. Что марксизм считает одним из объективным критерием общественного прогресса:
а) уровень удовлетворения потребностей людей
б) развитие производительных сил +
в) степень гарантированности обществом индивидуальной свободы

19. Самым долгим периодом в истории человечества оказался:
а) период феодализма
б) рабовладельческий строй
в) первобытный строй +

20. Тенденция к уменьшению времени следующих стадий развития общества отражает:
а) стабильное развитие
б) ускорение истории +
в) регресс общества

21. К типам общества не относится:
а) первобытное +
б) доиндустриальное
в) постиндустриальное

22. К типам общества относится:
а) первобытное
б) индустриальное +
в) оба варианта верны

23. Название типов общества совпадает с(о):
а) периодами
б) эпохами
в) стадиями +

24. Название типов общества не совпадает с(о):
а) стадиями
б) веками +
в) оба варианта верны

25. Один из видов реформ:
а) главные
б) знаковые
в) прогрессивные +

26. Один из видов реформ:
а) второстепенные
б) регрессивные +
в) отчетливые

27. Одно из направлений реформ:
а) социальные +
б) необходимые
в) зависимые

28. Одно из направлений реформ:
а) срочные
б) аналитические
в) политические +

29. Одно из направлений реформ:
а) экономические +
б) физические
в) долгосрочные

30. Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным:
а) инновация
б) модернизация +
в) репродукция

Источник