Контрольный тест 1. Познавательные процессы
Семинар 1-3. Познавательная сфера человека
1. Понятие, виды и свойства ощущений.
2. Характеристики и закономерности восприятия: понятие, свойства, виды.
3. Внимание: понятие, виды, свойства. Связь с другими познавательными процессами.
4. Память: понятие, виды (классификация видов памяти), функции. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Способы управления памятью (мнемотехника). Индивидуальные особенности памяти.
5. Определение и функции мышления. Виды и формы мышления. Характеристика мыслительных операций. Связь мышления с воображением и речью.
6. Понятие воображения, его природа, функции и виды. Приемы и способы создания новых образов. Роль воображения в игровой и творческой деятельности ребенка.
Литература:
- Гамезо М.В., Домашенко И.А.Атлас по психологии. – М., 1998.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т.1. – М., 1996. – С.181-238.
· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – С.354 – 372, 247 — 282.
· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. – С. 227 – 232, 401 – 413..
· Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002. – С.159 -165.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005. – 713с.
Контрольный тест 1. Познавательные процессы
1. Вид внимания, требующий управления сознательной целью, называется…
2. К способам создания образов воображения относится…
3. Механизм преобразования внешних по своей форме процессов с внешними вещественными предметами в процессы, протекающие в умственном плане..
4. Относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов называется …
в) сенсорная адаптация
5. Относительное постоянство свойств и предметов при изменении условий восприятия – это…
6. Повышение чувствительности под влиянием действия раздражителя называется
7. Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию – это …
8. При создании образов кентавра и русалки использовался прием воображения
в) воссоздающий образ
9. Процесс, обеспечивающий закрепление воспринимаемой информации и материала в памяти, называется …
10. Степень или интенсивность сосредоточенности внимания, называется…
11. Целенаправленное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется..
12. Явление ложного или искаженного восприятия называется…
13. С точки зрения психоанализа забывание представляет собой:
14. К видам образной памяти из ниже перечисленных относятся:
15. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены:
16. По отношению к остальным видам памяти у человека ведущей является память:
17. Ультрократковременная память также называется:
18. С точки зрения бихевиоризма фактором, влияющим на запоминание, является:
а) положительное и отрицательное подкрепление
в) положительное подкрепление
19. Коэффициент интеллектуальности есть:
а) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида
б) характеристика, показывающая степень отдаленности (близости) мышления от патологических его проявлений
в) качественный показатель знаний, умений и умственных действий
г) относительно устойчивая структура способностей по переработке разнокачественной информации
20. Выведение из одного или нескольких суждений нового суждения, представляет собой:
б) новое суждение
21. Наглядно-образное мышление − вид мышления:
а) характеризующийся опорой на представления и образы
б) опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними
в) осуществляемый с помощью логических операций с понятиями
г) основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных
22. К основным видам мышления относятся:
а) анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и категоризация
б) наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое
в) понятия, суждения, умозаключения
г) индукция и дедукция
23. Критичность мышления представляет собой:
а) вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего
б) мгновенное нахождение неизвестного (искомого)
в) оторванность от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией
г) качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности
24. Сформулировать понимание творческого мышления одним из первых пытался:
25. Быстрота мышления понимается как:
а) скорость протекания мыслительных процессов
б) минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения
в) число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность
г) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений
26. Теория поэтапного формирования умственных действий разработана:
27. По степени новизны и оригинальности различают виды мышления:
а) интуитивное, рациональное
б) теоретическое, практическое
в) репродуктивное, продуктивное
г) дискурсивное, интуитивное
28. Мечта представляет собой:
а) создание новых образов без каких-либо внешних побудителей
б) проявление высокого уровня интеллектуального развития
в) создание новых образов с помощью волевых усилий
г) форму воображения, связанного с осознанием желаемого будущего
29.Внутренняя речь представляет собой:
а) разговор, в котором участвует не менее двух собеседников
б) речь, лишенную звукового оформления и протекающую с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции
в) речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли
г) систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации
30. Одна из основных функций речи − функция обозначения − заключается в:
а)возможности людей через речь обмениваться мыслями посредством слов, фраз
б)способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия
в) способности речи человека побуждать других людей к действию
г) том, что речь человека может передавать чувства, переживания, отношения, эмоциональность, что значительно расширяет возможности общения
Источник
Познавательные процессы
Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.
Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Если он научится их правильно использовать, а главное – развивать, то сможет добиваться самых амбициозных целей.
Существуют разные классификации познавательных процессов, чаще всего их выделяют восемь. Краткая их характеристика:
- Память: это система запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта по прошествии времени. В психологии познавательных процессов память обеспечивает целостность личности.
- Внимание: это избирательное направление восприятия на что-либо. При этом внимание не считается отдельным познавательным процессом, а, скорее, свойством остальных.
- Восприятие: чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Очень тесно связано с ощущениями, при помощи которых информация поступает мозг и является материалом для переработки, оценки и интерпретации восприятием.
- Мышление: это возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи остальных познавательных процессов. Может быть словесно-логическим, наглядно-предпринимательским, практическим, наглядно-образным.
- Воображение: способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов. Является основой наглядно-образного мышления.
- Речь: процесс общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен воспринимать и принимать языковые конструкции, создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка.
- Представление: умение отражать в сознании качество различных объектов. Существуют речевые, фонетические, слуховые, интонационные, музыкальные и зрительные представления.
- Ощущения: способность человека чувствовать конкретные явления и предметы вокруг него. Наше сознание, можно сказать, существует лишь благодаря им. Есть вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые и осязательные ощущения (впрочем, некоторые ученые считают, что это лишь основные, существует же еще и дополнительные). Информация, полученная при помощи ощущений (органов чувств) передается в мозг и в дело вступает восприятие.
На нашем сайте вы сможете найти множество материалов, посвященных теории и тренировке различных познавательных процессов:
- Курс по развитию памяти (также развивает внимание).
- Курс по творческому мышлению (тренирует воображение, память и представление).
- Когнитивистика (тренирует мышление).
Диагностика познавательных процессов взрослых и детей
В психиатрии существует огромное количество тестов и методик, которые диагностируют познавательные процессы.
Детские тесты можно разделить по возрасту:
- От 3 до 6.
- От 7 до 16.
Тесты для школьников от 3 до 6 лет:
- «Вырежи фигуры». Для психодиагностики наглядно-действенного мышления.
- «Запомни и расставь точки». Объем внимания.
- «Кому чего не достает?». Для психодиагностики мышления детей.
- «Найди звук». На проверку фонематического слуха.
- «Раздели на группы». Для диагностики образно-логического мышления.
Тесты для детей от 7 до 16 лет:
- «20 слов». Для оценки развития приемов запоминания.
- «Сравнение понятий». Для оценки умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность.
Тесты для взрослых:
- «Анаграммы — 2011. Форма А». Для выявления уровня беглости абстрактно-логического мышления и комбинаторных способностей.
- «Заучивание слов по А. Р. Лурии». Для исследования процессов памяти.
- «Количественные отношения». Для оценки логического мышления.
- «Тест Мюнстенберга». Помехоустойчивость и избирательность внимания.
Каким бы ни был уровень ваших познавательных процессов, вы должны их тренировать, причем делать это нужно в идеале постоянно.
Давайте сфокусируемся на каждом познавательном процессе и выясним, какие существуют игры и упражнения для его развития. Разумеется, полноценное раскрытие темы в объеме статьи для блога невозможно, поэтому это лишь базовая информация.
Память
Упражнение первое: запоминание слов.
Прочтите следующий список: барабан, стул, ковер, буква, пробка, орудие, кастрюля, картина, ваза, булавка, сумка. Выделите 30 секунд на то, чтобы запомнить их. Не пытайтесь применять мнемотехники.
Упражнение второе: вспомните вчерашний день.
Наша память портится оттого, что мы очень редко пытаемся вспомнить прошедшие события и не ведем дневник. Поэтому сядьте в тихом месте и попытайтесь воссоздать в мельчайших деталях вчерашний день.
Упражнение третье: кухня.
Прямо сейчас попытайтесь вспомнить, как в деталях выглядит ваша кухня (или любое другое хорошо известное вам помещение).
Внимание
Упражнение первое: тест Струпа.
Посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово.
Упражнение второе: радио.
Включите песню, в которой очень много слов. Через 10 секунд начинайте постепенно уменьшать звук. Установите самый нижний предел, на котором еще можно разобрать, что говорят. Начните слушать эту песню заново. Это упражнение позволит сфокусироваться только на ней.
Упражнение третье: наблюдение.
Найдите в интернете изображение неизвестной картины. Смотрите на нее в течение одной минуты. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести ее в точности. Откройте глаза и сравните результаты.
Восприятие
Упражнение: преодолевая шум (избирательность восприятия).
Для этого упражнения понадобится участие как минимум четырех человек. Члены каждой пары размещаются друг от друга на максимально возможном расстоянии (в углах комнаты). После этого все одновременно начинают разговаривать. Задача каждого участника состоит в том, чтобы вести диалог со своим партнером, несмотря на шум.
Мышление
Упражнение первое: мозговой ящик.
Выберите три любые темы. Это может быть сюжет недавно просмотренного фильма, идея, новость. Теперь начинайте размышлять на первую тему в течение трех минут. По окончании переходите ко второй теме, потом к третьей.
Упражнение второе: найдите причину.
Упражнение должно выполняться в компании. Один человек совершает действие из только одному ему ведомой причины, а второй участник должен ее угадать. И так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.
Воображение
Упражнение первое: случайные слова.
Выберите десять случайных слов в книге или журнале. Свяжите их, чтобы получился небольшой рассказ, разбавляя их другими словами.
Упражнение второе: идея из хаоса.
Возьмите лист бумаги и поставьте хаотично на ней несколько точек. Соедините их линиями. Какие ассоциации вызывает фигура? На что она похожа? В эту же игру можно играть вдвоем. Один рисует, второй угадывает и наоборот.
Эти упражнения подойдут ребенку от 2 до 6 лет.
Упражнение первое: слова на определенную букву.
Попросите своего ребенка назвать как можно больше слов на определенную букву.
Упражнение второе: поиск глаголов.
Выберите для своего ребенка существительные («дом», «дорога», «машина») и пусть он подберет для них глаголы. Например, машина – едет, тормозит, поворачивает, останавливается, ускоряется.
Упражнение третье: пересказ прочитанного.
Выберите рассказ, который с большой долей вероятности будет интересен вашему ребенку. Прочитайте его. Теперь предложите ему пересказать текст, задавайте уточняющие вопросы.
Представление
Для формирования и развития пространственного представления мы рекомендуем вам как можно больше собирать пазлы и играть с конструктором Лего. Эта деятельность полезна как ребенку, так не зазорна и взрослому.
Ощущения
Упражнение первое: наблюдение за деревом (зрительные ощущение).
Выгляньте из окна и наблюдайте за деревом или любым другим большим объектом. Оцените его высоту, красоту, цвета. Сравните с другими деревьями.
Упражнение второе: сравнение звуков.
Снова выйдите на балкон и прислушайтесь к звукам. Выберите два наиболее интенсивных и громких. Начните сравнивать.
Упражнение третье: вкусовые ощущения.
Если у вас есть два вида сыра или другого продукта, нарежьте его маленькими кусочками и поочередно пробуйте. Чем они отличаются? Найдите 5 отличий.
Источник
тесты по познавательным процессам
тест на тему
тесты для исследования памяти, мышления, внимания ..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pamyat.docx | 0 байтов |
vnimanie.docx | 0 байтов |
voobrazhenie.docx | 0 байтов |
myshlenie.docx | 0 байтов |
na_pamyat.docx | 0 байтов |
metodiki_dlya_otsenki_obrazno-logicheskogo_myshleniya.doc | 0 байтов |
metody_diagnostiki_pamyati.doc | 0 байтов |
metody_diagnostiki_poznavatelnyh_protsessov_doshkolnikov.doc | 0 байтов |
dokument_microsoft_word_2.docx | 0 байтов |
rech.docx | 0 байтов |
dokument_microsoft_word_4.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»
В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств.
Для класснов ЗПР.
Вспомогательные познавательные процессы: внимание, память
Память и внимание развивается в течении всей жизни человека. Их становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей р.
Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА.
Взаимосвязь типичных трудностей в обучении школьников и уровня их познавательных процессов
Взаимосвязь типичных трудностей в обучении школьников и уровня их познавательных процессов.
С целью развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы пр.
тесты по познавательным процессам
тесты для исследования памяти, мышления, внимания .
Источник
Познавательные психические процессы оператора (тест с ответами) — 2020 год
1 Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются…..
А) ощущение, восприятие, внимание, память и мышление
Б) самонаблюдение, наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод
В) дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие
2 Ощущение — это….
А) психический познавательный процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является так называемый перцептивный образ. Перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенна отличаться друг от друга.
Б) психический процесс, в котором происходит отражение отдельных свойств, качеств объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств (холодно, громко, ярко и т.д.).
В) форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
3 Память –это……
А) психический познавательный процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является так называемый перцептивный образ. Перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенна отличаться друг от друга.
Б) форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
В) познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях
4 Внимание – это…..
А) психический процесс, в котором происходит отражение отдельных свойств, качеств объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств (холодно, громко, ярко и т.д.).
Б) форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
В) произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия
5 К процессам памяти относятся:
А) запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание
Б) анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация
В) концентрированность, интенсивность, устойчивость, объем, распределение, переключение
6 К свойствам внимания относят:
А) запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание
Б) анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация
В) концентрированность, интенсивность, устойчивость, объем, распределение, переключение
7 К основным мыслительным операциям относятся:
А) запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание
Б) анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация
В) концентрированность, интенсивность, устойчивость, объем, распределение, переключение
8 Восприятие это….
А) психический познавательный процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств
Б) форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
В) познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях
9 Запоминание это…..
А) процесс переработки и удержания информации
Б) процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее
В) процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.
10Какой закон способствует лучшему запоминанию.
А) Закон объема знаний
Б) Закон объема запоминаемой информации В) Закон повторения
Источник